Сегодня столкнулся с тем, что один из разгневанных комментаторов под предыдущей статьей, яростно кинулся защищать Г. Гусейнова и Д. Быкова. Несмотря на то, что в статье не было никакого упора на их национальность, Илья Поволоцкий начал с защиты именно их национальности, а также доказывая, что они чуть ли не больше патриоты на самом деле, чем мы тут все вместе взятые. Ну, да и Бог бы с ним. Встречаются и более экзотические персонажи, но он подтолкнул меня снова обратиться к фейсбуку Г. Гусейнова и следует заметить, что автор там не особо-то и расстраивается по поводу всего этого шума, а, мне показалось, что даже с удовольствием купается в этой единодушной поддержки его позиции единомышленниками. Но нашлись и среди них "оппоненты" Гасана Гусейнова. Один из них - Сергей Медведев.
Как можете заметить это коллега Г. Гусейнова по ВШЭ.
В чем же оппонирует С. Медведев своему коллеге? Вопрос как-раз по поводу поста Г. Гусейнова в фейсбуке о клоачном русском языке. Он не согласен с Гусейновым (хоть тот ему и друг, но истина дороже) по 3 пунктам. Желающие могу ознакомиться по этой ссылке. Меня заинтересовал больше всего 3 -ий последний пункт.
Итак, он не согласен с тезисом " тем более, про «клоачный язык»: да, происходит примитивизация языка СМИ, пропаганды, особенно телевидения, повседневной речи, но это лишь один из разнонаправленных потоков в языке, и даже этот клоачный язык интересен и достоин изучения и присвоения в духе Зощенко. В той среде, в которой я живу, я этого вообще не замечаю и по мере сил воспроизвожу сложный язык—от фейсбука до лекций и программ на ТВ. Все это существует одновременно, многослойно и разнонаправленно.
Но все это не имеет ровным счетом никакого значения: Гасан может писать те вещи и с такими эпитетами, какие сочтет нужным—каждый имеет право на свободное высказывание, раздражение, провокацию, троллинг, это все модусы интеллектуальной жизни, которая обязана расшатывать границы нормы, задавать вопросы к повседневности и поддерживать градус критического высказывания ради сохранения самого духа скепсиса, критики и сарказма."
Трудно с этим согласиться, ибо это является агрессией по отношению к одной из основ самосознания и самоидентичности русского народа и народов России, говорящих на русском языке. Сначала атаки на историю, когда нам хотят вдолбить некое чувство ответственности и вины за все, что было в нашей великой истории и заставить беспрестанно каяться за все, начиная от Киевской Руси и заканчивая нынешним "Кровавым Мордором". Теперь хотят унизить русский язык и показать его никчемность и приписать ему низкий "плебейский" характер, ибо только они, элита, стараются говорить на том высоком и недоступном для большинства населения русском языке.
Но не в этом "беда" русского языка и проблема. "Реальная проблема не в посте Гасана, а в истерической реакции на него, которая свидетельствует о том, что современный русский язык не клоачный, а фашистский – в том самом смысле, в котором писал об этом Ролан Барт: «…язык как перформация всякой языковой деятельности не реакционен и не прогрессивен; это обыкновенный фашист, ибо сущность фашизма не в том, чтобы запрещать, а в том, чтобы понуждать говорить нечто». И чуть выше: «весь язык целиком есть общеобязательная форма принуждения». На наших глазах за какие-то 6-7 лет, начиная с дела Pussy Riot и блокадного опроса «Дождя», сформировалось квазисоветское по форме и фашистское по содержанию коллективное тело, которое цензурирует, осуждает, требует наказания и главное – принуждает к высказыванию.
За прошедшие годы оно институализировалось, оформилось в общественные организации, группы уполномоченных граждан (ветераны, верующие, казаки, офицеры, матери и др.) и механизмы по написанию доносов и писем в прокуратуру. Есть, конечно, фабрики ботов и блогеры на зарплате, которые сейчас работают по Гасану, но в целом эта речь самозарождается и возгоняется в коллективном теле, ей не нужны деньги и указания, она готова убивать за слова ради воспроизводства своего биологического, органического единства. Именно в этом, в фашистском принуждении к коллективной речи и заключается глубинная клоачность языка, которую вскрыл (возможно, сам того не желая), пост Гасана – клоака внезапно заговорила." (Источник)
Добавить мне нечего. Все сказал профессор ВШЭ Сергей Медведев.
Удивлены? Я нет!
Прошу Вас, дорогие подписчики и гости моего канала, проявлять уважение друг к другу, не использовать в комментариях нецензурные слова и воздерживаться от оскорблений и провокаций.
Комментарии с нецензурной бранью и унижающие человеческое достоинство будут удалены. Любителям в комментариях накидать кучу мемчиков с провокационным содержанием просьба даже не пытаться это делать. Будете однозначно заблокированы.
Если Вас заинтересовал канал, то предлагаю подписаться и поставить лайк)