Седмица 4-я по Пятидесятнице. Глас 2. Петров пост. Рим., 105 зач., XI, 2-12. Мф., 42 зач., XI, 20-26.
Сегодня звучат наиболее страшные слова в отношении тех городов Галилеи, где звучала Евангельская проповедь. По какой причине это могло произойти можем только догадываться, поскольку евангелисты дружно умалчивают об этом...
Между тем Господь не проклял, например, Гадаринскую страну, откуда был изгнан. И не уничтожил Иерусалим, где был предан и распят. Или, например, Назарет, где Он не мог совершить ни одного чуда за абсолютное неверие жителей.
Сам Господь объясняет это тем, что "если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись". Однако, можно ли найти в Израиле хоть один покаявшийся город? Скорее нет, и тогда эти города нужно выделить по явленной благодати и по тем чудесам, которые были явлены в них. Чудесам, которые неоспоримо являлись сверхъестественными знаменьями...
Апостол Павел уточняет "неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность". И действительно, народ этих городов впоследствии стал отличаться особой ревностью. Именно в этих городах проповедь стала иметь наибольший успех. Например на каждое появление Христа в Вифсаиде собиралось большое количество верующих, желающих не только исцелиться, но и послушать Его проповедь... Более того, даже когда Господь уходил в пустыню именно жители этих городов приходили к нему в таком большом количестве, что Христу приходилось их чудесным образом насыщать... Таким образом сегодняшние слова Христовы нужно воспринимать апостольски "Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их"... и думается, что современное запустение Капернаума совсем не следствие слов Христовых и этот город тоже сможет возродиться. Неплохо бы устроить там русский православный монастырь...