Совсем недавно стали известны направления итогового сочинения на 2019-2020 год.
Список направлений на 2019-2020 год:
1) «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2) Надежда и отчаяние
3) Добро и зло
4) Гордость и смирение
5) Он и она
Структура сочинения:
1) Вступление (60-75 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
2) Основная часть — 200-300 слов.
Тeзис 1
- Дoкaзaтeльствa + пpимepы (oдин и более)
- Микpoвывoд (oбобщeниe вышесказанного)
- Лoгичeская связка (переход) к следующему абзацу
Тeзис 2
- Дoкaзaтeльствa + пpимepы (один и более)
- Микpoвывoд
- Лoгичeская связка (переход) к следующему абзацу
Тeзис 3 ( по желанию )
- Дoкaзaтeльствa + пpимepы
- Микpoвывoд
3) Заключение (60-70 слов)
Подробный план написания итогового сочинения:
Вступление:
- ответить на поставленный вопрос
- подобрать синонимы к понятию
Основная часть
- 2 литературных аргумента в разных абзацах!
- автор, название, герой и его действия
- не помните жанр, пишите произведение
Вывод:
- закончить моралью, напутствием ( Например, хочется верить, что все люди будут добры друг к другу и т.д )
Критерии оценивания сочинения:
Перед проверкой сочинения эксперт проверяет сочинение на удовлетворение следующих требований:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерии основаны на материалах ФИПИ