Найти тему
Шедевры вне времени

Киберпанк и классика: верно ли мы понимаем жанр манги "Акира"?

Оглавление

В период 1980-90-х годов интерес к жанру киберпанк достиг пика в западном мире. Утверждалось, что перевод манги "Акира" Кацухиро Отомо как раз в то время на несколько европейских языков (в 1988 году - на английский, далее на французский, итальянский и испанский, а затем с 1991 года - на немецкий) не был случайностью.

Оглядываясь назад, можно сказать, что тропы киберпанка легко идентифицировать в "Акире" , поскольку в настоящее время он широко используется как классический комикс киберпанка. Но всегда ли это было так?

В этой статье будут проанализированы обзоры журнала "Акира" на английском и немецком языках с момента его первого выхода, чтобы оценить уровень осведомленности о жанре у читателей прошлого.

Присвоение метки "киберпанк" "Акире" конкурировало с другими метками, такими как пост-апокалиптическая или научная фантастика в целом. В качестве альтернативы, Акира иногда рассматривалась как исключительная, новаторская работа, выходящая за рамки жанровых границ.

В промежуток между 1984 и 1993 годами"Акира" была издана в Японии в 6 томах объемом почти 2200 страниц. Первым изданием в западном мире стал английский перевод американского издательства "Эпик" и печать американского издательства "Марвел" в 38 выпусках с 1988 по 1995 год.

Реакция аудитории, а в конечном счете и успех комикса среди критиков и других читателей, связана с идентификацией его жанра. Однако к какому именно жанру принадлежит "Акира"? С сегодняшней точки зрения, "Акира" считается киберпанком - жанром, расцвет которого пришелся на период, когда манга Отомо впервые была опубликована в западном мире. Тем не менее, было ли это действительно идентифицировано как киберпанк тогда? И, действительно ли популярность жанра киберпанк сыграла определенную роль в успехе этой манги? Чтобы ответить на эти вопросы, нам сначала нужно спросить, были ли люди в конце 1980-х - начале 1990-х годов вообще знакомы с понятием киберпанк. Нам также нужно убедиться, что "Акира" на самом деле киберпанк-комикс. Кроме того, для этого нам необходимо определить, что такое киберпанк на самом деле.

the resource: pinterest.ru/pin/593208582149801995/
the resource: pinterest.ru/pin/593208582149801995/

Концепция жанра

Универсального общепризнанного определения киберпанка не существует.

Некоторые авторы даже отрицают какую-либо полезность понятия "киберпанк", а другие настаивают либо на модификации кибернетического тела, либо на создании киберпространства (или и того, и другого) в качестве необходимых элементов киберпанк-фантастики, однако такие узкие определения исключают многие истории, которые обычно рассматриваются как киберпанк.

Вместо этого, для целей данной статьи понятие киберпанк лучше описывается в словах болгарского издателя и лектора Иштвана Цицери-Роная:

"Киберпанк - это отчужденные субкультуры, использующие высокотехнологичные инструменты организации, от которой они отчуждены".

Под этим он подразумевал критику всей концепции и считал, что писателям киберпанка не удалось убедительно передать "политико-эстетические мотивы" этих субкультур.

Аналогичным образом Брюс Стерлинг назвал киберпанк "нечистым союзом технического мира и мира организованного несогласия".

Другими словами, используемое здесь определение киберпанка основывается на двух необходимых характеристиках: фрагмент истории должен обладать высокими технологиями, и эта технология должна использоваться антиорганизационными, контркультурными персонажами с периферии общества. Однако следует отметить, что официальное или тематическое определение того или иного жанра применимо только в отношении конкретного периода времени (в данном случае конца 1980-х - начала 1990-х годов). Жанровая теория подчеркивает, что жанры не статичны, а эволюционируют или мутируют со временем, поскольку их характеристики обсуждаются и пересматриваются авторами, критиками и аудиторией.

В более поздних определениях киберпанка больше внимания уделяется нейросетям, альтернативной или игровой реальности, информационному буму, компьютерным технологиям, искусственному интеллекту, "глобальному информообмену", "потокам информации" и "киберпространствам". На этот переход в частности могло оказать влияние усиливающееся воздействие Интернета на общество с 1990-х годов и далее.

Акира как киберпанк

При ближайшем рассмотрении в Акире можно идентифицировать только 5 элементов киберпанка, которые играют какую-либо роль, и которые перечислены здесь в порядке их значимости.

-2

  • Рука Тецуо:

Металлическая рука Тецуо, одного из главных героев манги, находится ближе всего в "Акире" к кибернетической конечности. Впервые она видна в томе 4 на стр. 106 (все тома и номера страниц относятся к японскому 6-томному сборнику 1984-1993 годов). В предыдущем томе мы видим, как его естественную руку оторвало от лазерного взрыва, но не видим, как механическая рука прикрепляется к телу. Поэтому, несмотря на то, что рука Тецуо очень похожа на мотив киберпанка, это, вероятно, не кусок высоких технологий, по крайней мере, не тот, который был разработан "заведением" (т.е. правительством, армией или промышленностью), и поэтому не совсем соответствует определению киберпанка, приведенному ранее.

  • Мотоциклы: не все мотоциклы, изображенные в "Акире" , являются высокотехнологичными, однако некоторые из них, безусловно, изображены как часть технологий будущего.
  • Роботы-охранники: так называемые "роботы-охранники", или "охранные шары", можно даже считать искусственным интеллектом, однако только в начале манги, когда они все еще находятся под контролем военных.
  • Летающие платформы являются еще одним примером передовых военных технологий. Первый из этих самолетов захвачен героями Кея и Канеды уже во втором томе на стр. 190. Позже Джокер снова собирает свою собственную летающую платформу из частей затонувших судов и делает уникальную покраску.
  • Лазерное оружие: пушки с лазерным лучом - это экспериментальная технология, разработанная военными. Одна похищена Кеем и Канедой в томе 2 на стр. 72 и используется против военных.

В общем и целом, некоторые элементы киберпанка, несомненно, присутствуют в "Акире" . Однако элементы из других жанров изобилуют также сверхъестественными силами из научной фантастики, расстановка города в руинах из пост-апокалиптической фантастики - так что "Акира" явно не может быть легко и однозначно отнесенным исключительно к жанру киберпанк.

В заключение следует опровергнуть гипотезу о том, что успех "Акиры" объясняется ее принадлежностью к киберпанку, так как сама эта принадлежность не получила широкого признания. Скорее всего, манга Отомо была воспринята как нечто новое и исключительное. Успех был обусловлен сочетанием свежести и качества. Пытаясь повторить этот успех, западные издатели искали похожую мангу для лицензирования научно-фантастических романов, некоторые из которых созданы в жанре киберпанк.