Был поздний вечер. Трое мужиков подъехали на телегах к окраине города Кудымкар.
Утром они должны были отправиться на рынок, торговать овощами и соленым мясом. Остановиться решили на городской квартире Санчика, что находилась на окраине города у реки Иньва.
Это был деревянный трехэтажный многоквартирный дом с конюшнями и огородами около него.
Мужики подъехали к воротам и остановились. Санчик, не смотря на свои 60, ловко спрыгнул с телеги.
- Подождите немного, я узнаю дома ли мои знакомые.- Он вошел за ворота и вскоре вышел широко улыбаясь.- Все в порядке, мы можем переночевать несколько дней, хозяева возражать не будут. Заплатим овощами и мясом. Телеги можно оставить во дворе, а лошадей закрыть в конюшне. Места всем хватит, в этом году там скотину не держат. Уставшие с дороги Петрович и Понтилемей зашли во двор, распрягли лошадей, накормили их и стали ждать Санчика. А тот не идет и не идет.
Мужики заволновались. Вскоре появился Санчик. Он вел под узды свою кобылу и ласково с ней о чем-то разговаривал.
- А телега где?- Спросил Петрович.
- Оставил на улице, у дороги.- Ответил Санчик.
- Не боишься, что все украдут,- предостерег своим хрипловатым голосом Понтилемей.
- Нет, ворованное добро тяжелее Земли Матушки, кто берет, тот камнем встает.
Не поняли мужики его слов, но переспрашивать не стали, не любил Санчик объяснять сказанное.
Утро вечера мудрей, новый день придет и решение принесет.
Рассвет всё рассудит.
Еще петухи не проснулись, а мужики умылись, сами поели и лошадей накормили.
Понтилемей с Петровичем сели на крылечко и закурили сигарки, что б мошкару, что одиноко летала, отпугнуть дымом.
- Интересно, что с телегой Санчика,- вдыхая утренний воздух, сказал Понтилемей.
- Пошли посмотрим.- Предложил Петрович.
Мужики вышли за ворота и увидели у телеги Санчика пацана лет 16. На нем была одета фуфайка в заплатах, грязные штаны и потрепанные лапти. Он стоял не шелохнувшись и держал в руках качан капусты.
- Ты что здесь делаешь?- Спросил грозно Понтилемей.
Пацан молчит, от страха дрожит. Боится. Вдруг это хозяин телеги выйдет и задаст он ему сейчас трепки, а пацан шевельнуться не может, тело его не слушается.
- Давно стоишь?- Спросил, с улыбкой на лице, Петрович.
- Угу,- еле выдавил из себя пацан, огромными карими глазами смотря на мужиков: высокого, широкоплечего и грозного Понтилемея и седоватого с проседью улыбчивого Петровича.
- Чужое взял, вот и встал.- Сказал подошедший Санька, ни чем не приметный, по сравнению со своими односельчанами. Он взял из рук пацана качан капусты и прибавил. – Тебя Матушка Земля держит, человек ты видно хороший, коль она тебя так легко наказала. Она видно хочет что б ты честным человеком стал. Понял!
- Угу.
- Что ж, ступай с миром, я на тебя зла не держу. Да впредь не воруй, а то придеться охранять снова чужое добро. Только заплатят тебе за это синяками да шишками.
- Угу.
- Беги.
Пацан, как испуганный заяц, дал такого стрекоча, что только пятки мелькали. Посмеялись мужики и пошли на рынок, чем быстрее продадут, тем быстрее домой вернуться.
Дома, в родной деревне, целую неделю Понтилемей с Петровичем развлекали молодежь на завалинке рассказом о незадачливом воришке. Приговаривая:
- Земля Наша Матушка- мудра. Она не любит тех кто хлеб свой нечестным путем зарабатывает. Наказывает она тех либо синяками да шишками, либо … .
А как, думай сам, коли есть голова на плечах, а если нету, то проверь и все узнаешь.