Как наказывали преступников на Руси
Древнерусский Уголовный кодекс был гуманнее современного. Преступников не сажали в тюрьму, телесные наказания ограничивались княжьей волей. Как же тогда на Руси карали и перевоспитывали злодеев? И почему государство становилось с каждым столетием все кровожаднее?
Вира за убийство
40 гривен
В такую сумму оценивалась вира.
В XI веке: 1 гривна = 20 ногат = 25 кун = 50 резаней.
За 40 гривен можно было купить 20 коров или 200 баранов.
Воз дров, воз сена, полоть (большой кусок) мяса стоили 2 ногаты.
Козел — 10 резаней, свинья — 5 кун.
В Древней Руси с преступниками расправлялись «по обычаю», то есть по старине. Считалось, что так поступать — по праву. Обычной карой за преступления была месть. За убитого мстили кровные родственники: отец за сына, сын за отца, брат за брата, племянник за дядьку и так далее. «Мстити себе, мстити своих» (мстите за себя, за своих) — так говорили на Руси вплоть до X века. Об этом обычае упоминается в Повести временных лет, где, в частности, описывается, как древляне «убиваху друг друга». Другого способа защитить свои честь, жизнь и имущество в то время попросту не было.
Кровная месть как легальный способ возмездия просуществовала практически без изменений несколько тысячелетий. Она стала ограничиваться, лишь начиная с X века, когда на Руси появился свод законов — «Русская Правда». В нем впервые указывалось, как и за какие преступления следует наказывать преступников.
«Русская Правда» была написана примерно в 1016–1054 годах. Большинство историков сходятся, что составил ее князь Ярослав Мудрый. Он собрал все существовавшие тогда обычаи и правила и на их основе выпустил новый сводный кодекс (Правда Ярослава). Позже трое его сыновей — Изяслав, Святослав и Всеволод — добавили в него новые законы (Правда Ярославичей). В дальнейшем документ постоянно дополнялся. По сути он представлял собой первый для Руси уголовный, судебно-процессуальный, административный и гражданский кодексы вместе взятые.
В «Русской правде» упоминается три вида наказаний.
Первый по-прежнему — кровная месть. «Кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертию; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами в Казну».
Так в документе впервые вводится плата за убийство (штраф), которая называлась «вира». Тем самым власти пыталась сделать нравы в обществе менее кровожадными, а заодно пополнить бюджет.
Вторым видом наказания были также всевозможные штрафы — как в пользу потерпевших, так и в казну.
Третьим стала кара, которая называлась «поток и разграбление». Она означала конфискацию всего имущества преступника плюс его изгнание или отдачу в рабство вместе с семьей. Это наказание было самым страшным. Человек терял все свои гражданские, личные и имущественные права и, как правило, быстро погибал от голода, холода или побоев в рабстве.
Самочинные телесные наказания в «Русской Правде» даже запрещались. «Если кто кого ударит без княжего слова, за ту муку 80 гривен», — гласит одна из статей документа. Все суды вершил сам князь или его наместник.
На самом деле и казни, и членовредительство в то время были широко распространены. Они не были регламентированы никакими документами, но по-прежнему применялись «по обычаю» либо по велению князя. Распространенными видами казни были повешение, сожжение и свержение с моста. В летописях есть рассказ о том, как князь пытал, а затем повесил инока, который не мог указать, где находится клад. Князь его «мучити крепко, яко омочиться власяница от крови его и посем повеле в дыме велице повесити и привязати его». Казнили чаще всего за измену или за неповиновение княжеской воле.
А вот тюрем в Древней Руси не было. Конечно, преступника могли связать до суда, посадить в погреб или в баню. Но суды вершились быстро: злодея либо казнили, либо наказывали. Строить тюрьмы не было никакой необходимости.
За убийство жены — штраф 20 гривен
Система денежных штрафов в «Русской Правде» была довольно сложной. Как правило, обидчик платил небольшую компенсацию потерпевшему и большой штраф в казну.
Вира назначалась за тяжкие преступления: убийство, отсечение руки, ноги, носа, выкалывание глаз. Ее размер был равен 40 гривнам. Но величина самого штрафа зависела от важности потерпевшего. Дороже всего «стоило» убиение княжеских приближенных — две виры. За убийство жены полагалось полвиры. А раба и вовсе можно было лишить жизни бесплатно, если он провинился. При этом следовало заплатить компенсацию его хозяину — как за потерю собственности.
Был еще такой вид наказания, как «дикая вира». Ее платила община или округа, где совершилось убийство, если сообщество не хотело выдавать убийцу. Либо если тот совершил злодеяние неумышленно — в ссоре или по пьяному делу.
Родственники убитого получали от убийцы (головника) денежный выкуп, который назывался головничеством.
За тайное или особо жестокое убийство преступника могли приговорить к потоку и разграблению, что при этом не отменяло кровной мести.
За причинение ущерба назначалось два вида штрафов. Один шел в казну (назывался «продажа»), другой («урок») в виде денежной компенсации от преступника получал потерпевший. Вот, например, какие «расценки» были в «Русской Правде».
За удар «палицею и жердию», «за всякой толчок и за рану легкую, а также за отрубленный палец — в казну 3 гривны, а пострадавшему — одну гривну на леченье», — говорится в первом русском уголовном кодексе. Потеря пальца приравнивалась к легкой ране, зато за выдернутый клок бороды преду-сматривался очень крупный штраф в казну — 12 гривен! Даже за членовредительство (ноги, руки, глаза, носа) изувеченный получал с обидчика меньше — всего 10 гривен — и полвиры (20 гривен) платил в казну.
А вот что говорится в «Русской Правде» о разбирательстве побоев и драк.
«Когда на Двор Княжеский придет истец, окровавленный или в синих пятнах (синяках. — Ред.), то ему не нужно представлять иного свидетельства; а ежели нет знаков, то представляет очевидцев драки, и виновник ее платит 60 кун… Ежели истец будет окровавлен, а свидетели покажут, что он сам начал драку, то ему нет удовлетворения».
Так на Руси впервые законодательно закрепились понятия «свидетель», «истец», «судебный процесс» и даже «необходимая оборона».
Жизнь за коня
За посягательство на частную собственность наказание порой было строже, чем за убийство. Вора (татя), пойманного на месте преступления, разрешалось убить тут же.
За порчу имущества полагались крупные штрафы.
«За покражу сена и дров 9 кун в Казну, а хозяину за каждый воз по две ногаты».
«За бобра, украденного из норы, определяется 12 гривен».
«За борть (пчелиный улей в дупле. — Ред.) ссеченную виновный дает 3 гривны в Казну, а хозяину за мед нелаженного улья 10 кун».
«Кто срубит шест под сетию птицелова или отрежет ее веревки, платит 3 гривны в Казну, а птицелову гривну; за украденного сокола или ястреба 3 гривны в Казну, а птицелову гривну; за голубя 9 кун, за куропатку 9 кун, за утку 30 кун; за гуся, журавля и лебедя то же».
Особое наказание полагалось за кражу лошади. Ничто не ценилось на Руси так дорого, как добрый конь. Конокрадство каралось так же жестко, как умышленное убийство! Коневого татя, попавшегося во второй раз, приговаривали к потоку и разграблению.
Конь ценился дороже человеческой жизни. Даже просто посидеть на чужом скакуне уже считалось преступлением! В «Русской Правде» была статья, в которой говорилось: «Кто, не спросив у хозяина, сядет на чужого коня, тот платит в наказание 3 гривны».
К потоку и разграблению также приговаривали за поджог.
Поле рассудит
Одной из мер правосудия в IX–XIII века был судебный поединок, или «поле». Суть его заключалась в том, что спорщики выясняли правоту с помощью оружия. Когда ни одна из сторон не могла доказать в суде своей правды, тогда назначалось поле. «На чьей стороне правда, того и победа будет», — так судили раньше. Первые письменные свидетельства о поле встречаются в восточных летописях, описывающих традиции руссов: «Когда царь решит спор между двумя тяжущимися и они решением его останутся недовольны, тогда он говорит им: разбирайтесь мечами своими — чей острее, того и победа», — писал древний персидский ученый Ибн Даста в X веке.
По общему правилу бой должен быть равным, поэтому женщины, старые, больные, инвалиды могли ставить в поле вместо себя наемных бойцов.
В «Русской Правде» поле не упоминается. Почему? Этот вопрос до сих пор мучает историков. Но в более позднем русском «уголовном кодексе» — Псковской Судной грамоте (1467 год) поле узаконено. Судебные поединки просуществовали на Руси вплоть до XVI века.
Правёж — еще одна форма наказания, прожившая на Руси едва ли не дольше других — практически 10 веков! Оно применялось к должникам. Если кто-то не хотел или не мог вернуть долг, его ставили на правёж («править» означало «взыскивать»). Неплательщика ежедневно били или пороли по несколько часов в течение недели, месяца и т. д. Длительность правёжа зависела от суммы долга и поначалу не была определена законом. Лишь при Иване Грозном сроки были закреплены официально: «при долге в 100 рублей на правёже стоять один месяц». Далее — пропорционально долгу.
Иван-садист
В XIV–XV веках на Руси начинается ужесточение наказаний. Исследователи связывают это с укреплением и расширением государства. Большой страной становилось труднее управлять, поэтому властям требовались более жесткие, в том числе карательные меры, чтобы контролировать обстановку внутри и снаружи государства.
Смертная казнь стала законной мерой уголовного преследования. Судебник 1497 года предусматривал «высшую меру» за убийство, разбой, повторную кражу, измену, святотатство.
При Иване Грозном в XVI веке продолжается закручивание гаек. Казни становятся изощреннее. Некоторые историки полагают, что сам царь был садистом, так как лично изобрел и «внедрил» несколько новых — особо мучительных — видов казни. Считается, что он придумал запекать врагов живьем на гигантской сковороде. А однажды к голове посла прибили шапку за то, что тот не успел ее быстро сдернуть перед царем. Самодержец ввел наказание для жен, отправивших на тот свет своих мужей. Женщин закапывали в землю, оставляя на поверхности только голову, при этом не давали ни есть, ни пить. Через несколько дней их откапывали — иногда еще живыми — и насильно отдавали в монастырь.
Способ казни, как правило, зависел от вида преступления.
За измену царю четвертовали, то есть отрубали по частям руки, ноги, голову. Если палач проявлял милость, то начинал казнь с головы.
Бунтовщиков и заговорщиков сажали на кол. Заостренный шест вставляли в задний проход, и он, постепенно проходя через тело, вылезал из спины или из груди. Особое мастерство палача состояло в том, чтобы насаживая преступника на кол, не повредить жизненно важных органов. Чтобы мучился подольше.
За ворожбу и чародейство сжигали. Причем в России эта казнь была более мучительной, чем в Европе, поскольку приговоренных, скорее, коптили на медленном огне, чем жгли. Это продлевало пытку.
Сохранилась история о том, как главу посольского приказа Ивана Висковатого казнили изуверским способом по придумке Ивана Грозного. Дипломата привязали к столбу на площади, и каждому велели отсекать от его тела по куску. Опричник Иван Реутов, отрезал слишком большой кусок, после чего Висковатов умер. Самого Реутова за это обвинили в попытке смягчить страдания осужденного и приговорили к казни. Но опричник успел раньше умереть от чумы.
«Обшить медведно» — так называлась любимая казнь Ивана Грозного. Приговоренного зашивали в медвежью шкуру и затем прилюдно травили собаками — пока не загрызут до смерти.
Все наказания проводилось публично, при большом стечении народа. В этом была их главная «воспитательная» цель: чтобы боялись и дабы другим неповадно было.
Лишь начиная с середины XVII века в России начали массово строить тюрьмы, и заключение под стражу стало широко применяться в качестве наказания. По тем временам какая-никакая гуманизация…
Автор текста: Елена Роткевич
Интересные факты:
Сколько стоило убить
Величина виры (штрафа) за лишение жизни в Древней Руси, согласно «Русской Правде», составляла:
• за боярина княжеского, тиуна огнищного (управляющего домом) и тиуна конюшего (управляющего лошадьми) — двойная вира (80 гривен);
• за княжеского дружинника, конюха, повара, купца, за всякого людина (свободного мужчину) — вира (40 гривен);
• за ремесленника — 12 гривен;
• за жену — полвиры (20 гривен).
Страшные пословицы
Некоторые русские выражения и пословицы, дошедшие до наших дней, имеют жутковатое происхождение, о котором многие даже не догадываются.
В ногах правды нет
На Руси должников отправляли на правёж (битье, порку), добиваясь возврата долга, то есть «правды». Зачастую их били по ногам, как правило, железными прутьями. Но такое наказание все равно не могло заставить вернуть долг («правду») тех, у кого не было денег.
Рассказать подноготную
Происходит от популярного способа пытки — запускания игл или гвоздей под ногти.
Подлинная правда
Выражение описывает метод добывания признания у подозреваемых с помощью длинников — длинных палок или кнутов. «Подлинной» называлась правда, полученная «под длинником».