Физическая подготовка рыцаря, как и у современного спортсмена состояла из двух частей:
- - общая физическая подготовка (ОФП)
- - специальная физическая подготовка (СФП).
В прежние времена преобладание СФП было подавляющим. В отличие от современных спортсменов древние воины не уделяли большого значения построению общефизического «фундамента», что бы потом на его основе совершенствовать специфические качества и навыки, а действуя интуитивно, сразу приступали к отработке избранных действий.
Так мальчик с неолитической стоянки в Костенках имеет изношенный правый плечевой сустав, что по мнению палеоантропологов вызвано постоянными упражнениями в метании копья.
Археологические находки в Новгородской области, позволяют говорить о существовании детских луков, а так же расчитаных на детей деревянных мечей. Во франкских материалах упоминается о приучении к езде верхом с 4 летнего возраста. Пресловутый епископ Латимер, которому мы во многом обязаны фэйком о триумфе большого лука, также упоминает о начале подготовки лучника с 7 летнего возраста.
ОФП занимало подчиненную роль и похоже применялось только тогда, когда требовалось устранить некое неудовлетворительное состояние какого-либо физического качества. В отличие от соревнующихся атлетов, подход воинов был утилитарен, развитие физических качеств нужно было им не само по себе, а для решения боевых задач.
Из этого вытекает следующий принцип:
тренировочные упражнения предельно приближены к боевым движениям.
Говоря проще, что бы развить крепкую посадку в седле рыцарь садился на коня и скакал на нем галопом сколько мог (либо конь, либо рыцарь). Если нужно было развить силу удара, то бралась тренировочная модель оружия которой удар наносился с максимальной скоростью и силой, как можно дольше.
Таким, к примеру, был тренинг римских легионеров, когда они, вооружившись тренировочными щитами и мечами, вдвое превышавшими по весу боевые, атаковали столб (пелль).
Отработка ударов на столбе перешла и к европейским рыцарям. На мусульманском же востоке оттачивали удары на конусах из сырой глины, в Японии по всей видимости на мокрых свернутых циновках татами.
Так как любое боевое действие, будь то фехтование, стрельба или метание, требует согласованной работы мышц всего тела, древние тренировали их совместно, т.е. даже занимаясь ОФП они не практиковали односуставных атлетических упражнений, тренировавших мышцу изолированно.
(то есть никаких концентрированных подъемов на бицепс, французских жимов, разводок гантелей в стороны; никакой отдельной проработки пучков и головок)
К примеру, работа с спортивными булавами на Востоке строится на движениях имитирующих замах и удар и нагружающих не только руки, но и плечевой пояс, мышцы торса и ноги. При этом такие упражнения отлично сочетают как взрывную фазу разгона снаряда, так и статическую его фиксацию, что является наиболее приближенным к удару действием, когда разные части тела сначала разгоняют оружие, а в финальной стадии закрепощаются для передачи всей энергии удара в цель.
Даже знаменитый кельтский прыжок выполнялся в полном вооружении, что бы максимально соответствовать условиям боевых действий.
В этой связи у древних присутствуем весьма скудный специализированный спортивный инвентарь. Ни штанг, ни гантель, ни гирь, ни эспандеров, ни тренажеров, ни сэндбэгов, ни болгарских мешков, медицинболов, слэмболов, скакалок, перекладин, брусьев, гимнастических колец не было.
Все это компенсировалось применением различного рода подручных средств. По всей видимости в качестве утяжелителей служили камни и бревна, мешки с каким-нибудь наполнителем, ведра с водой, наковальни и предметы обихода,
как тут не вспомнить китайские замки, похожие по функционалу на гири, или китайские же кувшины наполненные песком.
По моему мнению, средневековый рыцарь навряд ли стал бы тренироваться с таким снарядом как штанга, поскольку практическая сторона развития силы лежит во взаимодействии с окружающими предметами. Столь же удобных для захвата и так хорошо сбалансированных предметов как штанга в природе не существует. Говоря проще между подъемом штанги и камня, рыцарь выбрал бы последний, потому как, хотя штанга и удобнее для развития силы мышц, в реальности умение поднимать камни, которых везде полно и который возможно нужно будет поднять (допустим для того что бы скинуть на голову идущим на приступ недругам), полезнее, чем подъем штанги, которая не встречается за пределами спортзала.
Применялось все это судя по всему «творчески», интуитивно, без какой либо системы или методики.
Скорее всего единственным методом была линейная прогрессия нагрузок, которую практиковал еще древнегреческий борец, ежедневно носивший на плечах теленка, и о которой определенно свидетельствует вышеупомянутый Латимер, когда говорит, что лучник растет со своим луком.
Осмысленное планирование нагрузок и циклирование, вызванные к жизни необходимости выходить на пик формы согласно календарю соревнований, по понятным причинам отсутствовало. Скорее всего объем и интенсивность нагрузок определялись по самочувствию.
Зато мы имеем сведения о том, что в разное время суток давались разные нагрузки. Допустим с утра могла быть верховая езда, тренировки с оружием, а во второй половине дня отработка в парах или в групповых боях.
Вот, что пишет король Дуарте:
Для этого тебе следует вооружиться всем необходимым оружием и доспехами и направиться в гору или на холм, проходя таким образом большое расстояние, чтобы укрепить свое тело и добиться большой силы.
Затем возвращайся к себе домой и там упражняйся с другими людьми в доспехах из доброго железа на копьях и топорах, а также мечах из дерева. И если ты желаешь лучше овладеть конкретным оружием, то занимайся с оружием более тяжелым, чем то, с которым ты бы пошел на войну.
Позаимствовано вот в этой отличной статье, на схожую с моей тематику:
Как видно методология того времени на уровне мастера средневековых боевых искусств не пугает изощренностью.
Как я уже писал раньше, тренировочный процесс не периодизируется, вместо этого сила, скорость и выносливость развиваются одновременно. В принципе такой подход не потерял актуальности для физической подготовки в армии и сейчас. Поскольку для солдат важно привыкнуть к специфическим нагрузкам, которым они подвергаются во время службы, а не развивать физические качества и навыки с соревновательными целями.
Следите за статьями, в следующей мы поговорим о том, что нужно тренировать рыцарю, а в заключительной как тренировать. Подписывайтесь на канал!
Изображения любезно предоставлены Яндекс Картинками.
Ставьте лайки и помните, что те, кто репостнул – попадают в Рай без очереди!
Ну и если желание поблагодарить автора нестерпимо, шлите Алебардисту копеечку на вино и куртизанок!
Яндекс кошелек 4100110526699385