Человеческое сердце находится в центре внимания с древних времен и по сей день. Сердце было и остается центральным объектом огромного биологического, символического, художественного, мифологического и религиозного значения.
Данное культурологическое исследование имело цель осознать сердце с антропологической и художественной точек зрения, проследив и обобщив его путь в истории искусства.
В исследовании ученые использовали символ сердца, определенные радиологические изображения и большой объем литературы. Было создано и сфотографировано семь художественных композиций с образом сердца. Кроме того, было изучено более 20 000 репродукций произведений искусства и более 300 художественных и научных публикаций.
Многие древние цивилизации обожествляли, превозносили, а также тщательно изучали сердце как орган. Например, древние китайцы считали его источником интеллекта. Кроме того, этой цивилизации была удивительно хорошо известна физиология. Хуан Ти из 26 века до н.э., отец китайской медицины, заявил, что "вся кровь тела находится под контролем сердца", и что "сердце - король, который правит всеми органами". Вероятно, аналогичная ситуация сложилась с индуистской цивилизацией.
Средневековье продемонстрировало упадок в науке, основываясь на доминировании церкви, преданности Христу и Деве Марии. Вот почему сердце редко представлялось в раннем христианстве, например, в двух грубых рисунках, хранящихся сейчас в колледже в Кембридже и библиотеке Оксфордского университета.
В то же время арабские ученые, в том числе известный врач Авиценна в XI веке, относительно правильно описали сердце и обнаружили легочное кровообращение. Хотя рисование человеческого тела было запрещено Кораном, персидскому врачу Мансуру ибн Илью удалось опубликовать первый цветной атлас анатомии. Сердце, которое по исламскому учению окружает дух, было представлено в этой книге в виде основного органа. Прогресс в европейской анатомии был начат только в XIV веке Мондино де Луцци.
Сердце также рассматривалось как источник религиозной любви: Божья любовь достигает верующих через их сердце, как показано далее в прекрасной скульптуре Бернини "Экстаз святой Терезы" в соборе Святого Петра в Ватикане.
Огненное сердце, обычно с крестом и терновым венком, подсказывало наивысшую религиозную ревностность. Религиозная символика вдохновила гениального итальянского художника 14 века Джотто ди Бондоне, изобразившего воплощение добродетели Каритас, или Божественной Любви, которая предлагает свое сердце Всевышнему на фреске в Капелле Скровеньи в Падуе.
Революционный прорыв в искусстве, изображающем сердце, был сделан в 15 веке гениальным художником и ученым эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи. Он создал как художественные, так и анатомические иллюстрации сердца, включая клапаны, папиллярные мышцы и коронарные артерии.
Самый выдающийся анатом того времени Андреас Везалий в своей книге "De humani corporateis fabrica" представил иллюзорные представления о сердце, которые являются правильными анатомически, но менее ценными в художественном отношении.
Беренгарио да Карпи дал отличное описание и хорошие иллюстрации сердечного ритма. Вольчер Койтер исследовал и иллюстрировал живое сердце у различных животных, а Джулио Казерио в XVII веке сделал прекрасные иллюстрации сердца и больших сосудов. Уильям Харви описал функцию сердца и кровообращения.
Сердце как символ романтической любви одинаково привлекало художников, писателей, композиторов и публику. Тысячи стихотворений, романов и композиций написаны о любящем или страдающем сердце, от сонетов Петрарки и "Ромео и Джульетты" Шекспира в Средневековье до "К Элизе" Бетховена и "Цветов зла" Бодлера в XIX веке.
В XX веке и в новом тысячелетии особое внимание к сердцу привлекли художники, писатели, композиторы, фотографы и кинематографисты.
Кроме того, многочисленные любители изображали сердце по-разному. Современное народное искусство часто представляет собой сочетание традиции и современных идей. Миллионы современных изображений сердечек каждый год в День Святого Валентина приурочены к празднованию.
Современные профессиональные художники чаще всего используют символ сердца, который они изображают в различных техниках - от рисунков и акварелей, масляной и акриловой живописи, до скульптур и цифрового искусства.
Интересно, что поп-художник Джим Дин посвятил символу сердца почти весь свой опус: он создал сотни образов сердца и скульптур.
Независимо от используемого материала и техники, современные авторы рассматривали сердце в символической, метафорической или аллегорической манере, то есть с определенным концептуальным фоном. Некоторые современные художники связывали наше сердце с некоторыми древними верованиями. Эта традиционная вера иногда упоминается даже в научной литературе.
Человеческое сердце считалось центром жизни, души, воли, интеллекта, храбрости и романтической любви. С древнейших времен и по сей день, оно представлено в изобразительном искусстве, как анатомически, так и в виде характерного символа.
В связи с высокой эстетической ценностью многих радиологических изображений, некоторые художники используют их для создания ценных произведений искусства. Очевидно, что сердце – это универсальный знак, понятный всем людям, к тому же создающий связь между поколениями и эпохами.