У публициста Ивана Гавриловича Прыжова (1827-1885)в книге об истории нищества,кликушничества на Руси есть любопытные заметки о Коломне. Они-то как раз пригодятся тем, кто путешетвует из Москвы на электричке. Только представьте...
Переехав по мосту через Москву-реку, во 110 сажен длины, построенному г. Струве, мы приближаемся к Коломне, к которой вода подошла под самые окна домов, и городок являлся будто выросшим из воды. Освещенная солнцем Коломна была очень красива.
г. Струве не кто иной, как почетный гражданин Коломны Аманд Егорович Струве — выдающегося инженер, основатель Коломенского машиностроительного завода, создавшего первый в России электрический трамвай и первый в мире теплоход. За сходную цену он построил временный железнодорожный мост (245,4 м) через Москву-реку в Коломне. 20 июля 1862 года вступил в строй коломенский участок дороги (124 км) — по счету 19 действовавшая тогда железнодорожная линия в России. Между Москвой и Коломной началось регулярное движение поездов.
У Рязанской дороги возле Коломны две станции: одна перед городом, другая сзади него.На вопрос, к чему такая роскошь,нам рассказали следующие потешниые вещи.При постройке дороги было определено для удобства жителей Коломны поставить станцию перед городом. Стали у города просиь эту землю, но город земли не дает, говорит требуется разрешение начальтва Начинается переписка и Общество вынуждено поставитьстанцию за 3 версты за городом. Город видит, что дело крайне плохо просят правление общества сделатьбожескую милость и поставить перед городом другую станцию и дают не только уж землю, но и денег... В следствие сего граждане города Коломна уплатили для построки станции 10 000 руб. и подарили 19 десятин земли да еще согласились, чтобы в течении 25 лет каждый пассажир, садящийся на этой станции и сходящий с нее, платил сверх тарифа 10 копеек.
Станция перед городом именуется станцией "Коломна", самая близкая к исторической части города (от станции до кремля - минут 15 пешком). Станция эта была свидетелем многих интересных событий, например в июне 1904 года посетил Коломну император Николай II для смотра войск перед их отправкой на Дальний Восток.
Между двумя станциями дороги, называемыми Ново -Коломной и Старо -Коломной, при впадении Москвы в Оку,находится механическое заведение г.Струве,существующее с 1864 года. Не знаем, помним - где-то писалось,что этот завод ничего не делает, несмотря на то, что из него вышли все мосты южных дорог, а теперь начинатся постройка 75 паровозов и 1500 вагонов,строимых из русского материала.
Итак, по порядку: станцией Ново -Коломна назвали сегодняшнюю станцию "Коломна", а Старо - Коломна станцию, построенную ранее. Со временем, во избежание путаницы, станцию переименовали в «Голутвин».
Далее, механическое заведение г.Струве - Завод инженеров братьев Струве (Коломенский завод) первоначально специализировался на строительстве мостов из собственных металлоконструкций, которые ранее приобретались за границей. Завод Струве первым в России начал постройку больших железных мостов и поставил эту специализацию на высокий уровень. Из заводских конструкций были сооружены мосты как для железных дорог, так и пешеходов и экипажей в Петербурге, Москве, Киеве, Твери, Смоленске, Муроме и других городах. Довольно быстро завод превратился в многопрофильное машиностроительное предприятие. Уже в 1867 году по объему производства (2 млн. руб.) и численности рабочих (1800 человек) завод Струве занимал вторую позицию в Европейской России, уступая лишь заводу Н.И. Путилова в Петербурге. За всю историю своего существования завод изготавливал вагоны, паровозы,речные суда,локомобили,сельскохозяйственные машины, пассажирские вагоны,дизели,трамвайные вагоны и не только. Это предприятие было главной гордостью Коломны!
Оставив Коломну наслаждаться ее пастилой, перезжаем широкую Оку, опять же по мосту Струве в 250 сажен,стоящему на 10 быках. На том берегу встречает нас селение Щурово.
Действительно, Коломна славилась своей пастилой. Первый известный рецепт коломенский пастилы относится к 1796 году . А первое же историческое известие о коломенской пастиле делает её знаменитой на всю Россию. Оно содержится в описании города Коломны конца XVIII в.: в Коломне «делается самая лучшая из разных плодов сахарная постила, в коем имеют отличное искусство, которой множество отправляется в Москву, Санкт-Петербург и в другие города» . Вот и сейчас можно насладиться вкусом той самой пастилы, посетив пастильное заведение - музейную фабрику Чуприкова на ул. Полянской д.4
Продолжение следует...