“Jeruzalem” (Иерусалим) (2015). Сара в день своего рождения получает от отца сразу два подарка. Первый – путевка на двоих в Тель-Авив, где, если верить роликам на Youtube, вовсю кипит ночная жизнь. Второй – очки Google Glass. Мало того, что это просто модный девайс, так еще и любимая дочь всегда будет оставаться на связи безотносительно того, есть ли у нее при себе смартфон. В путешествие Сара, только что отметившая 24-летие, отправляется вместе с лучшей подругой Рэйчел.
В самолете девушки знакомятся с молодым антропологом из США по имени Кевин, и именно он уговаривает своих новых знакомых немного подождать с поездкой в Тель-Авив, а первым делом – отправиться вместе с ним в Иерусалим. Предложение слишком заманчивое, чтобы от него отказаться, тем более что Саре парень сразу же приглянулся. Первые дни проходят так, как и было запланировано. Днем они гуляют по старому городу и осматривают достопримечательности, а вечерами – проводят время в клубах за выпивкой и танцами.
Сара вовсю окучивает Кевина, да и Рэйчел ненадолго остается в одиночестве – в качестве «любовника на каникулы» она выбирает Омара, сына владельца того милого хостела, в котором они остановились. Но потом что-то идет не так. Совсем не так. Кевин сам не свой. Он показывает своей новой девушке видео, и это отнюдь не забавный ролик. Старая запись, датируемая 1972 годом. На ней видно, как священники сразу трех аврамических религий собираются в церкви, чтобы пытаться очистить от скверны женщину, вернувшуюся к родным спустя три дня после того, как она умерла от тифа и была похоронена в районе Голгофы.
Сеанс экзорцизма оказывается безуспешным, и демону пускают пулю в висок. К чему это? К тому, уверен Кевин, что в Иерусалиме мертвые то и дело возвращаются к жизни. Чем дальше, тем чаще. И вот-вот грядет Тот Самый День. В небе проносятся истребители, где-то рядом гремит взрыв. И это не террористы…
В Израиле дела с хоррором обстоят не слишком хорошо. Все фильмы ужасов, которые были там сняты за последние 10 лет, можно пересчитать по пальцам одной руки. Фильмы, впрочем, неплохие – например, мультижанровый винегрет под названием «Бешеные» (Kalevet). Но, как видно, мало-помалу ростки хоррора пробиваются через не слишком дружелюбную к жанру почву. И – получите псевдодокументальный «жутик» на тему библейского конца света, снятый от первого лица. Никаких камер. Все, что видит Сара через свои новые очки, - то видим и мы. Уже два весомых плюса – и подход к съемкам, и сам сюжет.
Создатели «Иерусалима», конечно, не изобрели велосипед. Они взяли щепотку отсюда, щепотку отсюда, и грамотно эти «специи» перемешали. Что-то от «Парижа, города мертвых» (катакомбы, через которые главные герои пытаются выбраться из города), что-то от «Репортажа» (эпизод в психиатрической клинике, куда угодил Кевин), что-то от «Монстро» и даже «Охотников за троллями» (огромные чудовища, бродящие по Иерусалиму). Можно даже играть в своеобразную жанровую «угадайку».
Третий плюс (который многие наверняка назовут минусом) – то, что первые 30-40 минут никаких ужасов на экране даже близко нет (если не считать пролога с упомянутой выше видеозаписью, свидетельствующей о том, что именно в Святом городе находятся третьи врата в Ад). Но! Аутентичности – больше, чем можно было пожелать. Ощущение, будто сам побывал в том городе, в котором разворачиваются события. Да-да, снималось именно ТАМ. От мусульманского квартала до рукотворной пещеры и Стены плача. «Дерганая камера» если и присутствует, то редко и не раздражает. Актеры достойно справляются со своей работой, девушки в главных ролях – симпатичные, и одна из них, к радости многих, в одной из сцен скидывает одежду, к гриму и спецэффектам вопросов нет.
А уж монстров – раздолье. Тут вам и демоны, и живые мертвецы, и даже нефилимы – те самые твари размером с небоскреб (остряки наверняка вспомнят Годзиллу, но у меня хищные «глыбы-разрушители» улыбки не вызвали, и это комплимент). К этому прилагается забавный момент: оказывается, демонизм заразен. Т.е. в наличии еще и отсылки к инфекционным хоррорам. У братьев Паз получилось по-настоящему хорошее кино. Оригинальное и одновременно не оригинальное – но там, где в ход идут штампы и отсылки к другим фильмам, они использованы грамотно. Результат: один из наиболее интересных псевдодокументальных «жутиков» 2015 года.
7,5/10