Найти в Дзене

"Чёрный уголь, тонкий лёд": Ветер, ветер!..

"Чёрный уголь, тонкий лёд" - звучит так же красиво, как и, например, названия шедевров китайского поэтического реализма 1940-х: "Весна в маленьком городе", "Весенние реки текут на восток". Какая-либо преемственность здесь, конечно, сомнительна; навеянные ассоциации связаны исключительно с тем, как во всех перечисленных лентах артикулирована роль природы - материальной среды вообще, которая в своих явлениях оказывается гораздо красноречивее скупых на эмоции людей, заботящихся лишь о том, чтобы в любой ситуации в соответствии с конфуцианскими заветами сохранить лицо. В основе "Черный уголь тонкий лед" — узнаваемый конфликт между долгом и чувством, но изложенный на материале полицейского триллера в заснеженных декорациях северо-восточной провинции Китая. Сюжет ленты заключается в том, что двое местных полицейских расследуют на залитых неоновым светом улицах заснеженного городка преступление, которое знаковым для жанра образом связано с роковой красавицей. Действие начинает

"Чёрный уголь, тонкий лёд" - звучит так же красиво, как и, например, названия шедевров китайского поэтического реализма 1940-х: "Весна в маленьком городе", "Весенние реки текут на восток". Какая-либо преемственность здесь, конечно, сомнительна; навеянные ассоциации связаны исключительно с тем, как во всех перечисленных лентах артикулирована роль природы - материальной среды вообще, которая в своих явлениях оказывается гораздо красноречивее скупых на эмоции людей, заботящихся лишь о том, чтобы в любой ситуации в соответствии с конфуцианскими заветами сохранить лицо. В основе "Черный уголь тонкий лед" — узнаваемый конфликт между долгом и чувством, но изложенный на материале полицейского триллера в заснеженных декорациях северо-восточной провинции Китая.

Кадр из фильма "Чёрный уголь, тонкий лёд"
Кадр из фильма "Чёрный уголь, тонкий лёд"

Сюжет ленты заключается в том, что двое местных полицейских расследуют на залитых неоновым светом улицах заснеженного городка преступление, которое знаковым для жанра образом связано с роковой красавицей. Действие начинается в 1999 году в Провинция Хэйлунцзян, что на северо-востоке Китая. На нескольких заводах в груде угля находят части человеческих тел; в одном из свертков вместе с отрубленной рукой находится подсказка - окровавленные документы на имя некого Лян Чжицуня. Удостовериться в подлинности этой версии поручают депрессивному полицейскому в исполнении Ляо Фаня, который всерьез берется за выполнение этого задания только через пять лет - когда на угольных заводах находят новые фрагменты тел. Главная подозреваемая - молчаливая работница прачечной, где уже несколько лет лежит невостребованная кожаная куртка, принадлежавшая одной из жертв.

"Черный уголь, тонкий лед" обладает не только всеми приметами фильма нуар (неоднозначный главный герой, femme fetale, экспрессивное освещение), но и соответствующим антуражем: действие происходит в основном в темное время суток, а некоторые сюжетные подробности напоминают фильмы о серийных убийцах (например, все из жертв были непременно обуты в коньки).

Нуар - бесспорно, сам по себе замечательный жанр, водящий зрителя за нос и до последнего заставляющий гадать, кто же из (анти)героев в этих хитросплетениях и интригах является мерзавцем, а кто может пожертвовать своей выгодой из искренней симпатии к другому. Но в случае с "Чёрный уголь, тонкий лёд" понять, что именно происходит между полицейским и преследуемой им подозреваемой, совершенно невозможно ни в начале ни в финале картины. Некоторые критики пытались усмотреть здесь подоплеку об антагонизме, враждебности двух стихий - мужской и женской, в качестве аргумента приводя то, что даже характер освещения (на одном из кадров в ключевой сцене лицо героини показано в расфокусе, смягчающем контуры, тогда как у Ляо Фаня зритель может сосчитать каждую морщинку) подчеркивает эту противоположность. Сама по себе процитированная сцена разворачивается на колесе обозрения - казалось бы сложно придумать более однозначный символ отношения мужского-женского, но едва герои сходят с аттракциона, и ночь любви заканчивается, вновь начинается преследование. Разлад и неопределенность возобновляются с новой силой.

Кадр из фильма "Чёрный уголь, тонкий лёд"
Кадр из фильма "Чёрный уголь, тонкий лёд"

В одном из интервью Дяо Иньань поделился с публикой мыслями, почему название фильма для иностранного проката отличается от китайского ("Фейерверк при свете дня"). Лёд и уголь - материальные субстанции; они несут на себе следы преступления. Дневной фейерверк выглядит фантасмагорично и уводит от реальности. Фантазия и действительность, таким образом, образуют две стороны одной медали. От себя добавлю, что финальные кадры, когда с крыши заброшенного здания некто находящийся за кадром решает запустить днем фейерверк, выглядят катарсическим элементом. Этот вывод основан на одних эмоциях, когда слышишь - не видишь даже, вот в чем дело! - звук разрывающихся снарядов, и это вызывает праздничные ассоциации. И это вообще свойственно китайскому кино; у многих режиссеров из Китая как будто существует какой-то внутренний даже больше цензор, не позволяющий обрывать произведение на минорной ноте, вместо которой обязательно должно быть что-то жизнеутверждающее. Пусть даже если оно и лежит в области фантазии.

Статья была опубликована в группе Chinese Electric Shadows (https://vk.com/public164871578?w=wall-164871578_128).