Классическими исследованиями понимания намерений детей являются исследования, в которых взрослые задают дошкольникам откровенные вербальные вопросы о различных видах действий. Например, успешных, случайных и неудачных действий, где дети отвечают на них устно.
Например, человек рассказывает детям истории, где ребенок делал что-то "нарочно" или "случайно", и спрашивает их о виновности и тому подобное. В других исследованиях дети наблюдают за действиями, а затем им задают конкретные вопросы о целях и намерениях актеров.
В последнее время основное внимание уделяется вопросу о том, проводят ли дети различие между желаниями (или целями) и намерениями (или планами), и общий вывод заключается в том, что они могут делать это прямо выраженным языком примерно с 5-летнего возраста.
Интересны также исследования, в которых дети дошкольного возраста рассказывают об артефактах и произведениях искусства с точки зрения намерений тех, кто их создал.
Но дети начинают демонстрировать понимание намеренных действий задолго до этого, в младенчестве, и наша главная забота - это онтогенетическое происхождение. Даже в первый год или около того, мы можем различать три уровня в понимании детьми действий других людей.
Наблюдатель видит, что субъект генерирует свое движение автономно, то есть отличает оживленное самопроизвольное действие от неодушевленного действия. Нет понимания того, что у субъекта есть цель, поэтому средства и цели не различаются, равно как и успешные и неудачные действия.
Наблюдатели могут узнать из опыта, что обычно делают субъекты в знакомых ситуациях, но предсказать поведение в новых обстоятельствах, в принципе, невозможно.
Преследование цели
Наблюдатель воспринимает и понимает, что у субъекта есть цель и ведет себя настойчиво до тех пор, пока реальность не будет соответствовать цели. То есть, он понимает, что субъект признает успех или провал своих действий по отношению к цели и продолжает действовать в случае неудачи.
Это понимание подразумевает, что наблюдатель также знает, что субъект видит вещи и это помогает направлять действия и определять степень удовлетворенности результатами.
Понимание действий позволяет наблюдателям предсказать, что будут делать действующие лица, по крайней мере, в некоторых новых ситуациях.
Выбор планов
Наблюдатель воспринимает и понимает, что субъект рассматривает планы действий и выбирает, какие из них следует предпринять в намеренных действиях (и они могут быть более или менее рациональными в зависимости от их соответствия воспринимаемой реальности).
Он также понимает, что, действуя в русле поставленной цели, субъект выбирает, какие вещи в своей области восприятия ему следует учитывать. В целом, наблюдатель понимает, что субъекты действуют и заботятся о вещах по разным причинам.
Это позволяет предсказать, что будет делать субъект в самых разных новых ситуациях. Понимание детьми этих различных аспектов преднамеренного действия и восприятия возникает в этом порядке в разное время в младенчестве.
Понимание одушевленного действия
Младенцы распознают самопроизвольные биологические движения в течение нескольких месяцев после рождения, и вскоре они начинают смотреть в том же направлении, что и другие люди.
Примерно к 6 месяцам жизни у младенцев сформировалось достаточно надежд на то, что они смогут предсказать, что будут делать другие в знакомых ситуациях. Например, используя методологию привыкания, исследователи обнаружили, что младенцы этого возраста ожидают, что люди будут делать с теми вещами, до которых дотянулись.
Младенцы не ожидают, что неодушевленные предметы, похожие на человеческие руки (например, садовый инструмент), "дотянутся" до знакомого предмета в подобных обстоятельствах.
В завершение хотел бы добавить, что эти и аналогичные исследования иногда интерпретируются как свидетельствующие о том, что шестимесячные дети рассматривают действия человека как направленные на достижение цели.
Младенцы в этих исследованиях явно ожидают, что взрослый человек будет последователен в своих взаимодействиях с одним и тем же объектом в течение короткого периода времени, и они следят за объектом, на который он смотрит.
Но для этого младенцам достаточно понять, что люди спонтанно производят поведение и иметь некоторое представление о том, что обычно делают люди в знакомых обстоятельствах. Они не должны иметь представления о внутренней структуре преднамеренных действий.
Например, они не должны знать, что субъект оценивает эффективность своего действия по отношению к цели и упорствует в своем поведении до тех пор, пока он не добьется успеха. Тем более, пока он не выберет действие, чтобы действовать намеренно по "рациональным" причинам.