Есть у меня один потрясающий друг болгарин, Теодор (или Тэд по-американски), с которым мы вместе учились в американском институте. Будучи на один курс старше меня, ориентировался он в институте, естественно, лучше меня новичка и чувствовал себя как рыба в воде, хотя он везде чувствует себя как рыба в воде. Характер такой хороший, уживчивый. Живёт он сейчас в Лондоне, зарабатывает большие деньги на аудите разных компаний, почему и облетел уже, наверное, все страны мира по работе, купил несколько квартир и домов в Лондоне, чтобы сдавать их в аренду, и живёт, как говорится, полной чашей.
А 20 лет назад всё только начиналось, и он был обычным пацаном из Болгарии, которого отец отправил учиться в Америку, чтобы сын в люди вышел сам. Мог бы и в Болгарии его пристроить, но страна тогда ещё не была в Европейском Союзе, да и пробиваться иногда лучше подальше от родителей, чтобы закалиться на всю жизнь. Как Штольц из "Обломова".
Как только мой болгарский товарищ узнал, что я из России, сразу обрадовался. Я тут же вспомнил рассказы своей мамы, как она ездила туристкой в Болгарию ещё в 1980-х и поразилась тому, что болгары до сих пор с добротой и любовью принимали русских не только за то, что они братья-славяне, а больше всего за то, что русские освободили болгар от турецкого (османского) ига аж в конце 19 века. Помнить такое добро русских больше века - это нечто.
Прошло года четыре со дня моего знакомства с Тэдом. Значит год шёл 2003-й. Я только что закончил институт, а он уже начал работать в престижной компании Делойт и Туш в Бостоне. Мы с ним отношения всегда поддерживали и оставались очень хорошими друзьями, но я не знал уже точно, каким стал круг его общения после нашей с ним совместной учёбы, пока он не пригласил меня на новогоднюю вечеринку его друзей.
Я думал, что вечеринка будет обычной американской тусовкой, где все сидят со стаканчикaми чего-то по разным местам и, как правило, по два человека вместе в беседах ни о чём. То ли дело празднование Нового года в России и на всём постсоветском пространстве. Это полная противоположность тому, как его встречают в Америке, где полный депресняк.
Так я думал и про вечеринку Тэда, но оказалось, что на ней были одни болгары. Они сняли домик на пару дней, привезли туда живую ёлку, нарядили её, купили еды до отвала, и девчонки начали готовить всякие блюда, как это делается обычно в России. Американцы обошлись бы заказом обычной пиццы и покупкой газировки в супермаркете, а тут чувствовалось приближение праздника.
Человек там было примерно двадцать. Все - болгары, и только один я - русский. Болгарский язык звучит так же, как и русский. Мне даже казалось, что я всех понимал на сто процентов, но спросив болгар, о чём только что шёл их разговор, оказывалось, что понял я только процентов десять. Но это было неважно.
Что меня поразило больше всего на той вечеринке, так это общение болгар друг с другом. Я за ними наблюдал и не мог поверить своим глазам и ушам, что болгары общались друг с другом как очень близкие родственники или очень близкие друзья. Не видно было натянутых улыбок или депрессивного вида у людей. И дело было совсем не в алкоголе. Его там практически и не было. Если помните клип Джорджа Майкла с песней о Рождестве, то поймёте, какая атмосфера царила среди болгар в тот вечер.
Почему же болгары общались друг с другом как одна большая семья? Ведь, объединяло их только то, что они все родом из одной и той же страны, которые очутились в Америке в одном и том же месте и в одно и то же время. И что? Одного этого было достаточно для открытых и тёплых отношений среди незнакомцев, но соплеменников?
Как я узнал ещё до приглашения на ту вечеринку, Тэд окунулся с головой в болгарскую диаспору. Если раньше его можно было принять за чистого американца, просто послушав его речь, то спустя пару лет можно было услышать лёгкий акцент, который он сам допускал. Я сам слышал, как Тэд однажды ответил на телефонный звонок и перешёл на английский с чистым американским акцентом.
Начал он вскоре встречаться с девушкой, которая, конечно же, оказалась болгаркой, работающей там же, в Бостоне. Теперь у них двое детей, которые такие же болгары, только живущие в Лондоне. Бабушки и дедушки прилетают к ним регулярно в гости. Да они и Америку-то поменяли на Лондон, только чтобы быть поближе к Болгарии, чтобы их родители были поближе к внукам.
Этот случай с Тэдом совсем не единичный, а даже типичный для болгар. Когда я работал репетитором по английской письменности в другом американском институте, где я заканчивал учёбу на бакалавра, встретился и там со многими болгарами, которые, кажется, все работали вместе со мной репетиторами. Все друг друга поддерживали и по-доброму общались.
Вот такие сплочённые болгары в Америке. Потому что их в разы меньше, чем русских? Поэтому они не могут разбрасываться своими соплеменниками? Русские же иммигранты в Америке напоминают мне американцев в Новой Англии (пять штатов к северу от города Нью-Йорка), мол, мы холодны сперва, но как только подружимся, то это навсегда.
Спасибо, что дочитали до конца. Пишите в комментариях, особенно если знаете, почему болгары такие приветливые к своим соотечественникам и почему они общаются друг с другом как самые близкие родственники и самые верные друзья. До новых встреч!