Найти в Дзене

Типология исторических деревянных мостов Малой Азии

Оглавление

Малая Азия, которая веками была свидетелем развития различных цивилизаций, была покрыта дорожной сетью для удовлетворения коммуникационных, милитаристских и коммерческих потребностей общества.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/01/19/16/57/stairway-1149473_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/01/19/16/57/stairway-1149473_960_720.jpg

В рамках этого процесса, как часть транспортной системы, мосты стали дополнительными элементами истории культуры как полезные структуры, служащие коммерческим, экономическим, милитаристским, социальным и культурным целям.

Помимо строительства новых дорог и мостов, одной из основных задач Главного управления автомобильных дорог является также улучшение состояния существующих исторических мостов путем их технического обслуживания и ремонта.

При строительстве мостов традиционно использовалась древесина, однако камень прочнее и в результате лучше выдерживает природные условия. Поэтому до наших дней дошли до нас лишь немногие мосты, построенные 150 лет назад, как максимум.

Хотя хорошо известен тот факт, что в Черноморском регионе существует 35 мостов, построенных в основном местными общинами, фотографии только для 25 из них были обнаружены. Из них 15 сохранились до наших дней. Превосходящими свойствами древесины против камня являются ее легкость, прочность и изгиб. Такие особенности древесины позволяли строить переливные сооружения и более безопасные проходы для больших пролетов.

Историческое развитие и классификация деревянных мостов в мире

Древесина широко использовалась в качестве строительного материала от первых этапов строительства мостов до современных конструкций. Есть несколько преимуществ древесины как строительного материала. Он имеет высокое отношение прочности к весу, является натуральным, возобновляемым и устойчивым, имеет низкое энергопотребление при производстве, а благодаря регулярной обработке поверхности и защите может быть легко обеспечен более длительный срок службы. Он также идеально подходит для применений, где важна эстетика и красота.

От примитивных, построенных из стволов деревьев до современных образцов, построенных из промышленной древесины, деревянные мосты были построены в нескольких структурных типах, таких как балка, консоль, подвесной мост, арка и ферма, и в гибридных формах, таких как арки с фермами.

Древесные мосты обычно строятся для пешеходов, животных, велосипедистов или легких транспортных средств, однако по мере развития технологий они становятся пригодными для перевозки относительно больших грузов.

Мосты из деревянных балок

Первым и самым ранним примером деревянных мостов являются упавшие деревянные деревья через реку, которые можно просто определить как горизонтальную балку, опирающуюся на каждый конец. Подсчитано, что 17 000 лет назад покрытые бревна были выложены ровным слоем и составили первые деревянные мосты, но с пролетами, ограниченными примерно 10 метрами.

Геродот описал сооружения с увеличенными пролетами для пересечения Евфрата или некоторых притоков Нила 2000-3000 лет назад. Также можно найти более подробную информацию о мосте, строительство которого было завершено 2790 лет назад. Вообще в древности технический прогресс в деревянных конструкциях должен приписываться судостроению, в частности египтянам, финикийцам, грекам и кельтам.

В древности плавучие суда с промежуточными опорами использовались в качестве мостов для перехода с одной стороны на другую. Дарийский мост через Босфор был построен в 6 веке до н.э., где 674 лодки пересекли препятствие высотой около 1500 метров.

Позже римляне построили деревянные балочные мосты, в частности, один из них, известный как Цезарь Мост (55 до н.э.), хорошо документирован итальянским архитектором Андреа Палладио (1508-1580).

Мост был построен с помощью простых, готовых узлов и легко монтировался, а затем демонтировался после прохождения армии. Он был построен всего за 10 дней шириной 5-6 метров в районе Нойвида, где ширина реки составляла 140 метров.

В 16 веке Андреа Палладио, великий архитектор эпохи Возрождения, построил деревянный балочный мост через реку Брента в Бассано дель Граппа (Италия), что отражено в таблице его трактата "Четыре книги по архитектуре". Здание неоднократно ремонтировалось из-за наводнений на реках и разрушений, вызванных войной, но тем, чем восхищается сегодня, по сути, тот же самый мост, спроектированный известным архитектором. Конструкция представляет собой 5-пролетный мост, полностью выполненный с деревянным каркасом.

Деревянные консольные мосты

Другим типом мостов является консольный мост, представляющий собой развитую форму балочных мостов для прокладки на большие расстояния. При отсутствии эффективного торцевого соединения консоль является почти инстинктивным методом продвижения вперед с пролетом и расширения возможностей, предоставляемых ограниченной длиной материала.

Деревянные подвесные мосты

Деревянные подвесные мосты также относятся к ранним временам. В основном, между опорами образуется подвесной мост, состоящий из каната. За последние два столетия конструкция подвесного моста значительно продвинулась вперед благодаря разработкам в области материаловедения и технологии строительства.

Идеи для создания прототипа подвесных мостов, вероятно, исходили из висячих лоз или стеблей. В субтропических районах мира длинные стебли использовались для строительства подвесных мостов. По словам М. Гойковича, до постройки Мостарского арочного каменного моста существовал деревянный подвесной мост с пролетом 35 метров, расположенный на высоте 53,20 метров над уровнем моря.

Арочные мосты

Первые примеры арочных мостов были построены из камня, который обладает высокой прочностью и поэтому хорошо работает при сжатии.

Со временем модели строились также из дерева, кирпича, железа, стали и бетона. Строительство арочных мостов было практичным способом преодоления больших расстояний в течение многих лет.

В римский период для императора Траяна был построен многоарочный деревянный Траянский мост длиной около 1200 метров. Сербский берег реки, ведущий к современности, на протяжении более 1000 лет является самым длинным арочным мостом, когда-либо построенным. Он проходил по дороге Виа Фламина, которая начиналась на севере Италии и проходила через Адриатическое море, пересекая Альпы.

Вывод

В Малой Азии исторические деревянные мосты, принадлежащие древности, не могли сохраниться до наших дней, пока лишь немногие из них, относящиеся к 19 веку, сохранились и отражают материалы и технологии строительства прошлого.

Поэтому эти мосты очень ценны и заслуживают того, чтобы быть обнаруженными с точки зрения их технических характеристик.