Два года назад на авиасалоне в Дубае вся пресса гудела о том, что Соединенные Штаты готовятся начать переговоры с Объединенными Арабскими Эмиратами о совместном ударном истребителе F-35, сигнализируя, что американские официальные лица, возможно, считают, что настало время для стран Персидского залива получить в свои руки один из самых ожидаемых и чувствительных образцов американских технологий. В этом году стартует новый Dubai Airshow, шум о совместном ударном истребителе F-35 утих, а статус этих двусторонних обязательств остается неясным до сих пор. Эксперты считают, что продажа F-35, скорее всего, произойдет только через несколько лет, а некоторые из них утверждают, что последствия исключения Турции из программы заставили Соединенные Штаты задуматься о невозможности экспортировать самолет в страны, имеющими военные связи с Россией.
«Страны Персидского залива были в первых строках повестки дня производителя F-35 Lockheed Martin в течение многих лет, но на данный момент я не думаю, что какие-либо предложения по продаже возможны», – сказал Лорен Томпсон, военный аналитик Лексингтонского института, имеющего сильные связи с промышленностью, – «ОАЭ были бы наиболее вероятным кандидатом, но, учитывая то, что произошло с Турцией, просто не похоже, что сделка может произойти в ближайшее время».
Хотя официальные лица министерства обороны США ясно заявили, что Турция не сможет приобрести F-35, если она не откажется от своего плана по созданию российской системы ПВО С-400, позиция официального руководства Пентагона в отношении последствий для других стран, желающих приобрести F-35, была не до конца понятна. Турция все же получила российский зенитный ракетный комплекс С-400, несмотря на жалобы своих союзников по НАТО.
Представитель управления Пентагона по совместной программе F-35 передал вопросы от издания Defense News в управление по международным делам ВВС. Келли Сейболт, помощник министра ВВС по международным делам, передала вопросы в канцелярию министра обороны. Отвечая на эти вопросы на брифинге, представителем Пентагона было вновь озвучено решение минобороны исключить Турцию из программы F-35, указав на прогресс Анкары в развертывании комплексов С-400, которые могут быть введены в строй к концу года. В результате ведомство не будет поставлять истребители F-35 в Анкару, а все контракты с турецкими оборонными подрядчиками будут переданы американским компаниям к марту 2020-го года.
Как об этом сказала Ребекка Грант военный аэрокосмический аналитик и глава Iris Independent Research, два фактора могут привести к тому, что США одобрят продажу F-35 странам Персидского залива. С одной стороны, американское правительство могло бы увидеть ценность в том, чтобы позволить некоторым странам, которые участвовали в борьбе с группировкой «Исламское государство» (запрещенное в РФ), таким как ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар и Бахрейн, бороться с террористическими группами, используя платформу пятого поколения.
Во-вторых, потенциал реактивного самолета для выполнения задач противоракетной обороны также привлекателен для партнеров в регионе. Пентагон провел эксперименты с тем, чтобы оценить, может ли набор датчиков самолета использоваться для мониторинга и отслеживания межконтинентальных баллистических ракет, и в настоящее время оценивает, следует ли разрабатывать оружие, запускаемое с F-35, которое позволило бы ему перехватывать МБР. Грант также сказала, что она ожидает увидеть реальные признаки предстоящих продаж не раньше, чем через три-пять лет.
Но, будущие продажи истребителей в страны Персидского залива уже вошли в прогнозы Lockheed Martin. Компания ожидает продажи около 4600 самолетов F-35 в течение всего срока действия программы, при этом ближневосточные заказы увеличивают это число примерно на 3200 самолетов по контракту или планирующиеся к покупке клиентами, как сказала об этом генеральный директор Lockheed Мэрилин Хьюсон. «На Ближнем Востоке есть желание приобрести F-35», – говорила Хьюсон во время конференции по стратегическим решениям еще в мае этого года, – «Я думаю, что правительство США разрешит выпуск новейших технологий на Ближний Восток, так же, как в свое время разрешило продажу американских F-15 и F-16».
Но Москва также рассматривает Ближний Восток как плодородную почву для собственных продаж оружия, в том числе для российских истребителей и систем ПВО, таких как С-400. Российское государственное информационное агентство ТАСС сообщило, что переговоры между Россией и Катаром о возможной покупке С-400 находятся в «продвинутой стадии». Саудовская Аравия также вступила в переговоры с Россией о покупке С-400, которую российский президент Владимир Путин изложил как ответ на проблемы безопасности, вытекающие из ситуации с Ираном. «В целях самообороны, для защиты страны мы готовы оказать помощь Саудовской Аравии», – заявил Путин в ходе совместной пресс-конференции с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом Ирана Хасаном Роухани в сентябре, – «Достаточно принять мудрое правительственное решение, как это сделали ранее лидеры Ирана, покупая С-300, и как это сделал президент Эрдоган, покупая новейшую систему ПВО, С-400 Triumph. Они будут эффективно защищать любые объекты инфраструктуры в Саудовской Аравии».
Некоторые аналитики считают, что исключение Турции из программы F-35 создает прецедент, что любая другая страна, которая покупает С-400, не сможет заказать самолет. «Если вы не собираетесь продавать F-35 союзнику НАТО, который покупает российскую технику ПВО, вы, конечно же, не получите разрешения на продажу F-35 кому-то, кто на самом деле даже не является формальным союзником, если они покупают российские системы ПВО», – сказал Гэри Шмитт, аналитик по национальной безопасности Американского института предпринимательства, – «Это круг, который не может быть возведен в квадрат».
«Соединенные Штаты, вероятно, будут продолжать отворачиваться и смотреть в другую сторону, когда страны Персидского залива будут покупать определенные типы вооружений и военных технологий, такие как танки и артиллерия, у таких стран, как Россия и Китай», – сказал Ричард Абулафия, аэрокосмический аналитик Teal Group, – «Однако более сложные средства ПВО, такие как С-400, вероятно, будут недоступны для стран, которые хотят F-35. Бронетранспортеры? Кого они волнуют. Но, если стоит вопрос о приобретении радаров слежения, которые могут передавать данные в больших количествах, то, нет-нет. Они знают эти правила».
Томпсон из Лексингтонского института сказал, что «кажется очевидным», что любая страна, которая хочет иметь в своем арсенале F-35, должна будет отказаться от российских систем ПВО. «Однако здесь есть и отдельный вопрос», – подчеркнул он, – «Если бы какая-либо страна в регионе использовала бы российскую ПВО, это само по себе имело бы серьезные последствия для безопасности истребителей F-35». Но Грант не согласилась с ним, говоря, что даже если страны Персидского залива захотели бы приобрести С-400, министерство обороны США нашло бы способы защитить наиболее чувствительные возможности F-35, изменив его аппаратное и программное обеспечение. «Мое личное мнение заключается в том, что это может быть настроено для различных союзников и партнеров», – сказала она.
До того, как события с Турцией заняли центральное место, считалось, что главным препятствием для экспорта F-35 в Персидский залив будет приверженность США защите качественного военного превосходства Израиля. Однако аналитики заявили, что преимущество Израиля в получении F-35 и его склонность к модификации своих истребителей с помощью передовых технологий, скорее всего, успокоит опасения. «Есть несколько довольно простых способов, с помощью которых F-35, проданный арабской стране, может быть сделан менее опасным для Израиля», – сказал Томпсон, добавив, что Lockheed уже определил «технические исправления», влияющие на характеристики скрытности самолета, которые сделают самолет более заметным для израильских военных. «Но проблема безопасности – это очень серьезная проблема», – сказал он.
Валери Инсинна