Отправной точкой создания самоходной артиллерии Третьего рейха, как самостоятельного класса бронетехники, можно считать вторую половину 1935-го года. Идейным вдохновителем концепции создания, формирования и будущего боевого применения штурмовой артиллерии стал Эрих фон Манштейн.
Тогда в конце лета 1935 года его имя ещё никому практически не было известно. На тот момент будущий генерал-фельдмаршал, лучший полководец вермахта и выдающийся стратег был всего лишь полковником, занимавшим должность начальника Оперативного отдела Генерального штаба Сухопутных войск.
В своей докладной записке, адресованной начальнику Генштаба и командующему сухопутными войсками, фон Манштейн аргументировано обосновал необходимость разработки и последующего принятия на вооружение защищенных броней артиллерийских орудий на самоходных лафетах и самодвижущихся шасси.
По замыслу дальновидного полковника, прошедшего суровую школу позиционных боёв Первой мировой войны, новый вид бронетехники, прежде всего, предназначался для непосредственной поддержки пехотных частей.
Самоходные орудия фон Манштейн в своей докладной записке условно и предварительно назвал штурмовой артиллерией. Однако будущий фельдмаршал сразу же внёс предложение о том, чтобы самоходные штурмовые орудия рассматривались при формировании и комплектации из них боевых подразделений отдельно от обычной буксируемой артиллерии.
Фон Манштейн предложил в состав каждой пехотной дивизии включить дивизион самоходных штурмовых орудий. Каждый такой дивизион подразделялся бы на три батареи (по 6 САУ в каждой).
Главными задачами самоходных штурмовых орудий полковник-новатор видел в непосредственной огневой поддержке наступающих отрядов пехоты. Бронированным САУ надлежало прямой наводкой подавлять огневые точки противника (пулемётные гнёзда и артиллерийские расчёты), его долговременные оборонительные сооружения, элементы полевой фортификации.
Предусмотрел фон Манштейн и действия САУ в случае их прямого столкновения с вражескими танками. Экипажам штурмовых орудий в таком случае предписывалось поражать уязвимые места бронетехники противника, стараясь поражать её в борт или корму.
Дабы «самоходки» имели преимущество перед танками, фон Манштейн ещё до начала проектирования САУ предложил вооружать их мощными орудиями, оснащать самыми передовыми приборами наблюдения и лучшей оптикой, а силуэт машин делать максимально низким и «прижимистым».
Не сразу передовые и прогрессивные идеи фон Манштейна нашли отклик у высших чинов Генерального штаба. Структура Панцерваффе только-только сформировалась окончательно, а бронетанковые части нацистской Германии были ещё слишком малочисленными.
Многие высшие чины вермахта сочли создание отельных дивизионов штурмовых орудий непозволительной роскошью, а также напрасным распылением тех немногих ресурсов, сил и средств, что тогда имела военная промышленность Третьего рейха.
Кстати, одним из убежденных противников запуска в серийное производство САУ длительное время оставался Г. Гудериан – «отец-основатель» современных бронетанковых войск гитлеровской Германии. Он и некоторые другие генералы-танкисты считали, что будущий танк Pz.Kpfw. IV в полном объёме будет справляться с теми задачами, что фон Манштейн возлагал на САУ.
И всё-таки, фон Манштейн и его единомышленники добились своего. 15 июня 1936 года Управление вооружений сухопутных сил поручило конструкторскому отделу фирмы «Daimler-Benz» разработку проекта самоходного бронированного штурмового орудия. В качестве главного вооружения заранее была выбрана короткоствольная 75-мм нарезная пушка.
Весной 1937 года пять прототипов будущей САУ, созданной на шасси Pz.Kpfw. III Ausf. B, сошли с конвейера. В конструктивном плане ходовая часть, трансмиссия и корпус целиком были позаимствованы у «тройки».
В целях уменьшения высоты силуэта и габаритов САУ вращающейся башни у машины не было. На шасси Pz.Kpfw. III монтировалась низкопрофильная стационарная бронированная рубка закрытого типа.
Основными достоинствами «самоходки», помимо низкого силуэта, были хорошая система наблюдения, оснащенная первоклассной оптикой, просторное боевое отделение, хорошее бронирование (50 мм лобовая проекция и 30 мм – борта), приемлемые скоростные и маневренные параметры.
Главными недостатками САУ было отсутствие пулемёта для ведения ближнего боя против вражеской пехоты, а также недостаточные баллистические характеристики орудия, имевшего низкую начальную скорость полёта снаряда.
Итоги полигонных испытаний САУ не впечатлили многих членов оценочной комиссии. Главным аргументом скептиков было отсутствие явных преимуществ самоходного штурмового орудия перед танками Pz.Kpfw. IV, недавно запущенными в серийное производство.
Окончательное решение относительно дальнейшей судьбы созданной и испытанной САУ отложили на неопределенный срок. Даже скоротечная и победоносная кампания против Польши в сентябре 1939 года наглядно показала необходимость самоходных штурмовых орудий и для поддержки пехотных частей, и для усиления танковых соединений.
В январе 1940 года (в преддверии грядущей войны против Франции) серийное производство САУ, получивших официальное наименование Sturmgeschütz III (StuG III), всё-таки было запущено.
В скоротечной Западной кампании против англо-французских сил приняли участие 30 StuG III Ausf. А. Это относительно небольшое количество САУ сумело зарекомендовать себя в боевой обстановке с лучшей стороны, а потому серийный выпуск их продолжился.
В первые дни Великой Отечественной войны против советских войск частями вермахта были задействованы 293 боеспособные единицы StuG III модификаций Ausf. А – Ausf. D. Эти первые модификации отличались между собой незначительными изменениями ходовой части, мотора, боевой рубки, средств связи и наблюдения.
До весны 1942 года Stuk 37 L24 – короткоствольное орудие StuG III уверено пробивало броню всех советские лёгких танков и среднего Т-28 бронебойным штатным снарядом: с расстояния до 700 м – лобовую проекцию и до 1,5 км – в бортовую проекцию.
Кроме того, фугасный снаряд, предназначенный для борьбы с пехотой и долговременными укреплениями, с расстояния до 400 также уверено поражал все лёгкие танки и некоторые средние танки стран-участниц Антигитлеровской коалиции.
И всё-таки, к началу летней кампании 1942 года пробивной мощи Stuk 37 L24 и бронирования самой САУ было уже недостаточно. Особенно это чувствовалось в столкновениях с советскими Т-34 и КВ-1, а также британскими «Матильдами» и «Черчиллями», что Красная Армия получала по системе «ленд-лиза».
Начиная с модификации StuG III Ausf. F, шло неизменно наращивание бронирования САУ и процесс улучшения огневой мощи путём установки длинноствольного орудия.
Итогом этой «селекционной» кропотливой работы стала самая массовая и наиболее удачная модификация StuG III – Ausf. G, запущенная в серийный выпуск в декабре 1942 года.
StuG III Ausf. G обладала весьма достойными для своего класса ТТХ: боевая масса – 23,9 т; экипаж – 4 человека; вооружение – длинноствольная пушка Stuk 40/L48 калибром 75 мм; мощность двигателя – 300 л.с.; скорость по шоссе – 38 км/ч; запас хода по шоссе – 155 км. Габаритные размеры: длина – 6,77 м; ширина – 2,95 м; высота – 2,16 м. Бронирование: лоб корпуса – 80 мм; борта – 30 мм; крыша и днище – 19 и 11 мм. Преодолеваемые препятствия: подъём – 30 градусов; высота стенки – 60 см; ширина рва – 2,3 м; глубина брода – 80 см.
После увеличения толщины лобовой брони, имевшей удачные и рациональные углы наклона, 76-мм пушки Т-34-76 и 75-мм орудия М4 «Шерман» не могли пробивать лобовую проекцию StuG III на дальних и средних дистанциях.
Ещё одним несомненным достоинством StuG III являлся её низкий силуэт, который многократно повышал коэффициент незаметности и крайне затруднял обнаружение машины противником.
Орудие Stuk 40/L48 с дистанции до 800 метров поражало практически все танки имевшиеся на вооружении стран Антигитлеровской коалиции. Исключение составляли ИС-2, М26 «Першинг» и «Черчилли» последних модификаций. Эти танки StuG III поражал при помощи подкалиберных снарядов в лобовую проекцию с расстояния до 350 метров.
Если верить данным статистического отдела Панцерваффе, то к началу 1944 года одни только САУ StuG III в общей сложности уничтожили или вывели из строя 20 000 танков противника.
StuG III стала самой массовой германской САУ. Всего с февраля 1940 по апрель 1945 гг. военная промышленность Третьего рейха выпустила 10 645 единиц StuG III в 8 основных модификациях.
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/.
Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал и оставил свои комментарии! Если Вам понравилась статья и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!