Жизнь состоит из череды побед и неудач. Взрослый человек спокойно относится к тому, что ему не всегда удается выйти победителем в той или иной ситуации, у него достаточно жизненного опыта, чтобы не переживать по пустякам. Но дети еще не обладают способностью легко сносить трудности, они расстраиваются и теряются, когда ситуация выходит из под их контроля. Поэтому малышам трудно смириться с тем, что они проигрывают в игре или в состязании. Как же научить ребенка владеть собственными эмоциями, если он проиграл?
Маленькие дети часто слышат от взрослых, что они самые лучшие, что им все удается. Купаясь в любви своих близких, которые ограждают их от самых различных неприятностей, малыши растут с верой в собственные силы. Но наступает момент, когда в игре с родителями или со сверстниками ребенок впервые терпит поражение, расстраивается или злится, становится подавленным.
Первые проигрыши являются сильным стрессом для многих детей, ведь все малыши немного эгоистичны, не могут смириться с тем, что кто-то обошёл их в игре. Реакция ребенка может быть самой разной: агрессия, слезы, обида, замкнутость. Дети считают, что проигрыш – это показатель того, что они обделены талантом и способностями. В подобной ситуации родителям просто необходимо поддержать малыша и помочь ему иначе взглянуть на ситуацию:
Будьте терпеливы
Не стоит сразу же бросаться успокаивать ребенка, когда он только что проиграл. Если он ведет себя агрессивно, злится, ругается, то не ругайте его, дайте успокоиться. Когда буря эмоций пройдет, поговорите с ним, расскажите, что не стоит так реагировать на поражение в игре. Объясняйте как лучше вести себя, если не удалось победить, покажите, что надо стараться сохранять спокойствие. Раз за разом разговаривайте с ребенком в подобных ситуациях, со временем он изменит свое поведение. Проявите терпение, не требуйте быстрого результата.
Станьте примером
Так как малыши часто копируют поведение взрослых, покажите на своем примере, что в проигрыше нет ничего страшного. Говорите: «что ж, я проиграл(а), может быть в следующий раз повезет» или «я выиграл(а), но не расстраивайся, тебе тоже улыбнется удача». Не стоит постоянно поддаваться ребенку во время игры. Он должен научиться не хвастаться победой и не падать духом при поражении.
Дайте поддержку
Часто дети с низкой самооценкой замыкаются в себе, если проигрывают. Они думают, что поражение характеризует их как слабых людей. Разговаривайте с ними, объясняйте, что невозможно быть лучшим во всем. Кто-то хороший футболист, кому-то легко даются шахматы, а кто-то удачлив в настольных играх. Важно с детства показать ребенку, что у каждого человека есть тот вид деятельности, в котором он преуспевает лучше других, и наоборот, и что это абсолютно нормально.
Заразите процессом
Малыши считают, что смысл игры – это продемонстрировать свои навыки другим, доказать свое превосходство. Важно показать им, что это не совсем так. Игра – это, в первую очередь, интересный и увлекательный процесс, способ развлечься, а уже потом возможность посоперничать друг с другом. Если искренне получать удовольствие от времяпрепровождения в кругу друзей или семьи, то уже не имеет значения, кто выиграл, а кто проиграл, главное весело провести время.