Московская Триумфальная арка была установлена в 1814 году - тогда памятник выполнили из дерева. Через 20 лет монумент стал каменным и был украшен статуями, барельефами и таблицей с надписью, которую утвердил сам Николай I. Текст на таблицу гласит: "Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный". Откуда же там взялись галлы?
Император, разумеется, имел в виду древние племена, обитавшие на территории Франции. Намек был понятен любому образованному человеку того времени. В то же время, всем было известно, что Москву сожгли не античные варвары, а вполне современные французы - ветераны той войны все еще были живы. Но Николай не просто показывал свое знание истории.
В первую очередь, это была дань культуре и интеллектуальным традициям. В Европе - в том числе и в России - сохранялась любовь к Античности. Древность считалась романтичным и героическим временем, с которым было принято сравнивать окружающую действительность.
К тому же, в надписи был скрыт намек. Настоящие галлы однажды разграбили другой важный город - Рим. Позже римляне "отыгрались" и покорили Галлию. Таким образом император лишний раз подчеркивал римское наследие Москвы и своей империи в целом.
У замены французов на галлов была еще одна, более прагматичная задача. В то время отношения между Россией и пережившей еще одну революцию Францией были сложные. Николай пытался сохранить сильную дипломатическую позицию империи на континенте. Поэтому лишний раз вспоминать о виновниках прошедшей войны было ни к чему. Если в 1812 Москву атаковали галлы, то договариваться с французами немного проще. Впрочем, небольшие символические жесты все равно не спасли отношения двух стран - но это уже другая история.