Найти тему

Проблемы выбора профессии

В Советском Союзе выбор профессии был проще, чем сейчас. Мальчишки, и даже парни повзрослее, хотели стать летчиками, космонавтами, некоторые – моряками. Девочки мечтали стать артистками или стюардессами. Кому-то удалось осуществить свои мечты, большинству – нет. Но любая профессия была в почете, и устроиться на работу было легко, достаточно было просто написать заявление. Те, у кого были способности к учебе, могли бесплатно получить высшее образование, и даже получали стипендию, которой хватало на скромную жизнь. Кто хотел побыстрее получить специальность и начать работать, поступали в техникумы. Кто не мог сдать вступительные экзамены в университет или техникум, шли учиться в ПТУ (профессиональные технические училища). В техникумах и ПТУ обучение также было бесплатным, и также выплачивалась стипендия. В ПТУ даже кормили и выдавали одежду и обувь. Дальше все происходило автоматически. После окончания учебы парни шли в армию, а девушки – на работу по полученной специальности. Еще было распределение, то есть молодой человек, окончивший обучение, обязан был отработать три года в том месте, куда его пошлют. А послать могли очень далеко от родительского дома.

Казалось бы, никаких проблем. Неприятными моментами, и соответственно периодами, были только армия и распределение, куда пошлют. Но то, что бесплатно и легко достается обычно не ценится. Все эти блага воспринимались как должное, как само собой разумеющееся. Уменьшались самостоятельность, свобода и ответственность за свои поступки. Каждый в принципе был готов пойти или поехать туда, куда пошлют Родина (Советский Союз) и Партия (КПСС). Таким образом, свобода действий людей в Советском Союзе была несколько ограничена.

Так в чем собственно проблема? А проблема в том, что для большинства выбор профессии был не осознанным. Просто так было легче, так получилось само собой, исходя из созданных государством, казалось бы, благоприятных условий. В результате, это большинство вынуждено всю жизнь выполнять нелюбимую работу. Сейчас это тоже есть, но совершенно по другим причинам, прежде всего из-за отсутствия денег и невозможности куда-то уехать и что-то изменить в своей жизни. Какое может быть отношение к нелюбимой работе? Какое качество, если не нравится то, что делаешь? Сама жизнь становится не очень радостной. Отсюда плохое настроение, трудные взаимоотношения с другими людьми, стрессы и т. д.

Но и это еще не все. Даже, если человеку удалось получить диплом по профессии, о которой он мечтал, на практике обычно бывает не так как в мечтах. Например, профессия инженера. Получить ее очень трудно. В программу обучения кроме высшей математики и физики (что уже непросто), входят такие предметы как начертательная геометрия, сопротивление материалов, теория поля и другие не менее сложные и трудные для восприятия и понимания. Некоторые студенты не выдерживают. У них начинаются проблемы со здоровьем, в том числе и психическим. Преподаватели подбадривают, пытаются стимулировать, обещая после окончания учебы хорошие должности и высокую зарплату. На самом же деле хорошие должности давно заняты, и люди на этих должностях, годами получая высокую зарплату не торопятся освобождать место молодым. И в реальности, выпускники, например, университета имени Баумана, приходя на работу даже в такие солидные предприятия как вертолетная компания имени Миля или завод имени Хруничева, поначалу работают практически курьерами разнося бумажки по отделам и получая за это 15-20 тысяч рублей в месяц. На такую зарплату в Москве прожить невозможно.

Почему так происходит? Несмотря на то, что учиться на инженера очень трудно, выпускников по этой профессии много, может быть слишком много. Рынок труда заполнен, поэтому можно устанавливать низкую зарплату. В Советском Союзе выпускников не хватало, чтобы заполнить потребность в инженерах. Хотя и тогда зарплата рядового инженера была не высокой.

Университетам проще всего выпускать бакалавров по специальностям «экономист» и «юрист». И вчерашним школьникам поступить на платные отделения по этим специальностям тоже довольно просто, нужны только деньги. Поэтому выпускников с такими дипломами очень много, слишком много. Возможно, кто-то из них мечтал стать известным юристом или экономистом, однако мечты часто разбиваются о камни действительности. Как показала практика, они ничего кроме каких-то теоретических основ не знают, и ничего не умеют. То есть сразу после университета эти выпускники приступить к работе по своей специальности не могут, и вынуждены работать курьерами и менеджерами по продаже, или вообще продавцами и кассирами в магазинах. Настоящих же экономистов и юристов мало.

Сейчас выбор профессии стал еще труднее. Закрылось множество заводов и фабрик. Созданы такие условия, что среднему бизнесу развиваться очень трудно, а малому – практически невозможно. Отсюда – безработица. Поэтому в последнее время выбор не столько по желанию, сколько по возможности. Человек должен радоваться, если у него есть хоть какая-то работа. И чтобы не лишиться ее, он обязан выполнять эту работу быстро и качественно, независимо от того, нравится она или нет. То есть в наши дни насилие над личностью, несвобода и угнетение человека дошли до той черты, за которой уже встает вопрос существования самого человека и человечества в целом. А как было бы хорошо, и каких можно было бы достичь результатов развития, если бы каждый человек и все люди на планете Земля делали бы только ту работу, которая им нравится.