Так уж сложилось, что судьба многих моих родных была связана с морем, с Военно-морским флотом. Помните фильм "Офицеры" - …"есть такая профессия - Родину защищать!" Два родных дяди, два брата - офицеры Военно-морского флота. И когда встал вопрос выбора профессии по окончании школы, его как такого и не было - флот, военно-морское училище. Успешно поступил в Черноморское высшее военно-морское училище им.П.С.Нахимова. А потом служба, часть времени которой была связана с гарнизоном противолодочной авиации, который располагался под Евпаторией в поселке Мирный на озере Донузлав. Не был в этих краях больше 30 лет.
Почему озеро, а не залив - ведь сообщается с Черным морем? " Этим вопросом я задался еще на службе. Донузлав от моря отделяет достаточно узкая песчаная коса, ширина которой порой не превышает 300 метров. И когда-то эта коса была сплошной - поэтому и озеро. Но, и нужно признать что это так на самом деле, озеро Донузлав очень удобно для расположения военно-морской базы.
Сказано, сделано! В начале 60-ых в песчаной косе был прорыт канал, озеро получило сообщение с морем, а на его берегах были построены причалы для швартовки и размещения многочисленных военных кораблей.
На берегу озера и находился когда-то гарнизон противолодочной авиации, включающий в себя полк самолётов-амфибий Бе-12 и отдельный корабельный противолодочный вертолётный полк, представленный различными модификациями вертолётов Ка-25 и Ка-27. Эскадрильи и звенья вертолётного полка участвовали в многомесячных океанских походах и боевых службах на борту крейсеров «Москва» и «Ленинград» и в составе экипажей БПК типа «Очаков».
Безусловно, я знал, что сейчас гарнизона как такового не существует, но хотелось своими глазами еще раз увидеть те места, куда когда-то меня и моих товарищей привела юность. Итак, ЕДЕМ!
Решили не заморачиваться с дорогой через Симферополь, а воспользоваться второстепенными дорогами вдоль побережья Черного моря, объездом через Качу, Саки и Евпаторию - все таки не наша средняя полоса, сильных морозов зимой там нет, а соответственно, посчитали, что и дороги не так уж сильно разбиты, ехать покороче да и пробок поменьше. В принципе так и оказалось.
Сама по себе дорога как дорога - в основном - по одной полосе в каждом направлении, вокруг поля, редкие поселки, но достаточно много торговцев фруктами, особенно арбузами.
Запомнилась Евпатория. Запомнилась двумя моментами. Очень красивый знак обозначения города на въезде.
А второй - это потрясающе огромное количество лебедей, уток и других водоплавающих. Останавливаются машины, взрослые, дети выходят, кормят птиц, любуются природой. Вид просто завораживает. Это обязательно нужно видеть своими глазами.
Это не говорит о том, что в Евпатории больше нечего посмотреть. Еще раз обращу Ваше внимание - моя цель данного путешествия - озеро Донузлав.
И вот Мирный, поселок, где во время моей службы проживало подавляющее большинство офицеров гарнизона. В то время это был типовой военный городок с блочными пятиэтажками, окруженный бетонным забором с КПП на въезде. Не восхищаюсь, но и не критикую - в то время так выглядело подавляющее большинство военных, да и не только, небольших городков.
Сегодняшний Мирный приятно удивил. Я ожидал увидеть хиреющий поселок, а увидел небольшой и красивый современный городок с большим количеством отдыхающих на улицах, зеленый и ухоженный.
Вдвойне было приятно увидеть практически у самой дороги ту технику, которая когда-то и составляла военную мощь гарнизона - это самолет-амфибия Б-12 и вертолет К-27. Здорово, современно и очень красиво. Много ли таких городков в России, которые могут похвастаться чем-то подобным?
И вот последний поворот, мы объезжаем Мирный, еще немного и перед нами открывается вид на КПП гарнизона. Конечно многое изменилось, деревья что-ли стали больше и выше, а так та же будка, тот же шлагбаум, только вместо матросов с мичманом на въезде - пара здоровых лбов в черной форме с надписью "Охрана". Короткий диалог к взаимопониманию не приводит, но ребята подсказывают, что они охраняют исключительно один объект - это бывший матросский клуб, который располагался прямо за КПП. А на территорию бывшего гарнизона можно попасть, объехав их объект. Что я и сделал.
Едем по территории бывшего гарнизона. Вот здание бывшего Чипка. Знаете что это такое уважаемые читатели? Это матросское кафе, на жаргоне срочников - Чипок. Почему так, не знаю. Вот здание санчасти, столовая летного состава (уюту, порядку и меню которого может позавидовать неплохое кафе или ресторан), офицерская столовая. Все здания неплохо сохранились, хотя дверей и оконных рам нет нигде. Неплохо сохранился асфальт, хотя природа и берет свое, тут и там сквозь трещины асфальта пробивается поросль. И не души.... Прямо апокалипсис какой-то.
И не поверите. Во многих городах и поселках мы сами это снесли, в странах Прибалтики и Украины это произошло, не знаю, но наверно повсеместно. А здесь стоит, да в каком отличном состоянии. Посмотрите сами.
И вот я на бывшей взлетной полосе. Так и хочется сказать: "Взлет разрешаю!" Но от взлетной полосы - только рожки да ножки - все плиты сняты, не то что взлетать, особо разгоняться не хочется - машину жалко. Да и сказать эту фразу некому - от бывшего центра управления полетами только остов.
Везде пустота. Вот бывшая казарма батальона аэродромно-технического обслуживания.
Помните, матросня? А? Сколько соли съели? Сколько дней до приказа отсчитали?
Поколесил по территории, кое-где сохранились капониры, огорожены и сохранились бывшее хранилище ГСМ авиационного топлива и бункер связи. Но проехать удалось не везде - нет, охраны не увидел, просто едешь-едешь, вдруг смотришь - поперек дороги ров. Может быть и можно было проехать, если поискать объезд. Но - вечерело, хотелось еще заехать на косу, отделяющую озеро от моря, да и до Севастополя пилить - без малого 170 км.
В общем, юность вспомнили, развалины посмотрели. По коням, назад, в Севастополь.
Что еще можно сказать, подводя итоги поездки? Только посоветовать Вам, читатели, не сбрасывать со счетов и рассматривать Мирный как возможный вариант недорого комфортного отдыха.
Здорово, не правда ли? Первое сравнение, которое пришло в голову - Венеция. Правда там я не был.
А какая подводная природа в озере. Не знаю почему, но озеро облюбовали рапаны. Это такие большие раковины. Помню, в пожарной команде гарнизона был старшина-сверхсрочник, увлеченный подводным плаваньем. Ходила молва, что он на рапанах заработал себе на новый Москвич. У побережья водились такие рыбки, как рыба-игла и морской конек. При должной сноровке, рыбу-иглу можно было поймать прямо руками. Про морских коньков и не говорю, пловцы они ни какие. Наши матросы делали из них сувениры. Так что для любителей поплавать с маской и ластами самое оно. Приезжайте, не пожалеете.
Ну а мы, как уже сказал выше, назад, домой, в Севастополь.
На этом пока все, подписывайтесь, читайте, будет интересно. Расскажу, где останавливались в Севастополе, подведу итоги поездки.