По верованиям эскимосов, человек никогда не заболевал без причины.
Считалось, что у живого человека существует двойник – тень (тагныг`ак`).
Она неразлучна с человеком и является его частью, но может отлететь от него при сильном испуге, особенно если человек находится в безлюдном месте.
Потеря «тени» приводила к болезни.
Шаман при помощи своих духов во время камлания узнавал, что больной остался без «тени» и духи не хотят, чтобы она вернулась к своему хозяину.
Это означало, что больной обречён.
Иногда духи (тунг`ат), соглашались и возвращали «тень» больному, после чего он выздоравливал.
Причиной болезни могла быть также наведённая кем-то порча или вселившийся в человека злой дух (агвин).
Шаман в этом случае должен был отвести порчу или выгнать злого духа, используя силы своих духов-помощников.
Некоторые больные, чтобы выздороветь, давали обет (апх`утак`ут) - при выздоровлении одаривать подарками другие семьи.
Для этого обряда готовились различные подарки приглашенным и из хрящевидной кости кита делались небольшие шарики.
Несколько семей заранее предупреждали, чтобы они очень рано утром пришли в семью больного.
Рано утром, когда весь поселок ещё спал, приглашённые из разных семей приходили в дом, где есть больной.
В середине полога ставился плоский камень.
Начинался обряд выздоровления больного (пытан`к`ух`татак`ут).
Первым начинал самый старший в семье.
Подарки самого старшего в семье должны были быть самыми дорогими, а у младшего - самыми дешёвыми.
Старший член семьи больного подходил с подарками к плоскому камню и с силою бросал шарик о камень.
Шарик отскакивал высоко вверх и все присутствующие гости старались его поймать.
Поймавший шарик считался выигравшим какой-либо из подарков.
Если подарок дорогой (обычно у самого старшего в семье подарки включали выделанные шкуры лахтака, нерпы, песца, тонкие лахтачьи ремни и т.д.), то у гостей появлялся большой азарт, и они старались во что бы то ни стало поймать шарик.
Некоторые приглашённые, обладающие быстрыми реакциями, могли неожиданно разбогатеть во время этого ритуала.
В некоторых случаях, больной давал обет провести спортивные состязания с призами – как правило, бег на короткую дистанцию, в котором участвовали желающие из разных родовых общин.
Призы получали пришедшие первыми и последними.
Во время серьезных заболеваний в качестве крайней меры в жертву приносили собаку.
Прежде чем обречь животное на смерть, у него спрашивали согласие.
Если собака зевала, то это считалось отказом.
Но если в ответ на вопрос собака не зевала, ее заводили в ярангу, ставили около больного, клали его руки ей на голову и, обметая человека пером с головы до ног, передавали ей таким образом его болезнь.
Затем собаке прорезали ухо, а затем продергивали в него красную тряпицу или красный ремешок из шкуры нерпенка, выводили её из яранги и привязывали у входа, где она должна была оставаться до конца болезни.
В конце концов, независимо от того выздоравливал больной, или умирал, собаку всё равно убивали.