Найти в Дзене

Первый в истории китайского кино фильм ужасов

Что и говорить, "катарсическое" кино (к каковому традиционно относят хорроры) - в Китае редкость. Ещё до установления коммунистического режима цензура на китайском континенте боролась с любым проявлением сверхъестественного в кинематографе, а уж после возведения социалистического реализма в степень эстетической нормы, о фильмах ужасов и подавно нечего было думать. Сегодня Закон КНР о киноиндустрии по-прежнему запрещает появление на экране "пропаганды суеверий", но формально для страшного кино запрета нет: достаточно, чтобы вампиры, привидения и прочая нежить в финале фильма обязательно оказывались переодетыми мошенниками (как в мультфильме Скуби-Ду) или же сном, наваждение героев. Примечательно, что лента, которую принято считать первым китайским фильмом ужасов, была выстроена именно по такой схеме. Речь идёт о "Полуночной песне", поставленной в 1937 году режиссером Масю Вэйбаном, фигурой самой по себе очень любопытной, о чем подробно будет сказано ниже. Пока же непосредственно о самом

Что и говорить, "катарсическое" кино (к каковому традиционно относят хорроры) - в Китае редкость. Ещё до установления коммунистического режима цензура на китайском континенте боролась с любым проявлением сверхъестественного в кинематографе, а уж после возведения социалистического реализма в степень эстетической нормы, о фильмах ужасов и подавно нечего было думать. Сегодня Закон КНР о киноиндустрии по-прежнему запрещает появление на экране "пропаганды суеверий", но формально для страшного кино запрета нет: достаточно, чтобы вампиры, привидения и прочая нежить в финале фильма обязательно оказывались переодетыми мошенниками (как в мультфильме Скуби-Ду) или же сном, наваждение героев.

Примечательно, что лента, которую принято считать первым китайским фильмом ужасов, была выстроена именно по такой схеме. Речь идёт о "Полуночной песне", поставленной в 1937 году режиссером Масю Вэйбаном, фигурой самой по себе очень любопытной, о чем подробно будет сказано ниже. Пока же непосредственно о самом фильме.

"Полуночная песня" была выпущена шанхайской студией "Синьхуа" всего за месяц до начала опустошительной японо-китайской войны (1937-1945). Шанхай к тому моменту являлся, пожалуй, единственным центром киноиндустрии в Китае, что было оправдано его полуколониальном статусом, взаимопроникновением восточной и западной культур. Индустрия развлечений Шанхая была известна на весь мир; в городе работали дансинг-холлы, чайные, театры китайской оперы. Снимаемые в Шанхае фильмы снабжались английскими субтитрами. В полном соответствии с этим космополитичным духом Масю Вэйбан (тогда уже режиссер с устоявшейся репутацией) для экранизации выбрал готический роман Гастона Леру "Призрака оперы" и при работе над картиной ориентировался, очевидно, на традицию голливудских horror films, которые формально уже состоялись начиная с 1931 года, когда студия "Юниверсал" выпустила "Дракулу" с Белой Лугоши в роли легендарного кровопийцы.

Кадр из фильма "Полуночная песня"
Кадр из фильма "Полуночная песня"

Естественно, по современным меркам "Полуночная песня" (так же как и, впрочем, "Дракула" 1931 года) напугать никого не сможет. Но нельзя не отметить, что канон вновь изобретенного в Голливуде жанра Масю Вэйбан усвоил и воспроизвел мастерски:его фильм снят в том же стиле, что и мрачные шедевры "Юниверсал" 1930-х. Ряд сцен (похожие на человеческие фигуры куклы в заброшенном театре, затянутые паутиной темные коридоры, обезображенное лицо Призрака) явно нужно расценивать как сознательные попытки вызвать испуг. Готическая атмосфера создаётся с первых кадров, когда какие-то тени и блуждающие огни бродят ночью по старому зданию заброшенного театра, а ветер в это время разносит во дворе осенние листья. Интересно, что завязка будет в точности воспроизведена в культовом гонконгском фильме ужасов "Китайская история призраков" (1987). Даже вставки с песнями и те есть в обоих фильмах, но только в этом плане "Полуночная песнь" не в пример серьезнее в отличие от пародийности гонконгской ленты. Стенания Призрака, разносящиеся по зданию театра, помимо создания атмосферы несут важную сюжетную функцию. Из его песен мы узнаем, что (далее последует спойлер!):

Кадр из фильма "Полуночная песня"
Кадр из фильма "Полуночная песня"

... настоящее имя Призрака - Сун Даньпин, который и не призрак вовсе, а человек с несчастной судьбой: десять лет назад на его руки и лицо вылили серную кислоту, и все последующие годы он из-за своего уродства предпочёл скрываться на чердаке старого театра, в котором когда-то блистал на заглавных ролях. Девушка Сяося, дочь местного помещика, в которую был влюблен Сун Даньпин, считает его умершим, а себя укоряет в случившемся: дело в том, что нападение на Сун Даньпина было организовано её отцом, который был недоволен, что его дочь проявляет симпатию к актёру, представителю более низкой социальной страты. Спустя десять лет в театр из города приезжает труппа. Актер из этой труппы, молодой Сунь Сяоу случайно знакомиться с Призраком и узнаёт его историю. Они становятся друзьями; Призрак обучает Сунь Сяоу искусству пения, дарит его труппе написанную им пьесу и в финале получает шанс отомстить своему давнему обидчику. Однако толпа, увидев гротескное уродство Сун Даньпина, принимает его за монстра, и тот, в горе, решает покончить с собой, бросившись в реку.

Главное отличие "Полуночной песни" от произведения Гастона Леру заключено в том, что место главной героини занял герой (Сунь Сяоу), хотя и мелодраматический регистр в фильме Масю Вэйбана отчетливо присутствует. Стоит заметить, что именно с мелодрам начинал когда-то свой путь в кино этот режиссер, сначала - в качестве актёра, а затем и постановщика. До "Полуночной песни" он снял семь фильмов, большая часть из которых утрачена, а оставшиеся остаются мало изученными, поскольку в традиции имя Масю Вэйбана связывают в первую очередь с развитием китайского хоррора. Фильмы в этом жанре он продолжил снимать и после 1937 года, но, к сожалению, из всего этого наследия сохранились только заглавия некоторых его фильмов: "Рассказы находящегося во власти трупа старого Дома" (1938), "Женщина Прокаженного" (1939). Сохранилось только продолжение "Полуночной песни" - вторая часть фильма вышла в 1941 году и, как полностью самостоятельное произведение со значительным изменением стилистики, заслуживает отдельного разговора.