Найти тему
светлана зацепина

С Новым годом!

Оглавление

Новый год – самый радостный и любимый всеми праздник. И нет в мире человека, кто не ожидал бы его прихода с замиранием сердца и не готовился бы к его встрече так тщательно. Сразу отмечу, что почти одинаково встречают этот праздник и киприоты, и греки.

Санта-Клаус или епископ Николай

Больше всех радуются, конечно, дети. Они мечтают, что как в сказке, накануне Нового года всем известный Санта-Клаус пролезет в дымоход дома и оставит подарки в носочке у камина или под нарядно украшенной елочкой.

Старый и упитанный дедушка с длинной белой бородой, в круглых очках, в красной с белым одежде, с волшебным посохом и мешком подарков за спиной прилетит с Северного Полюса на санях, запряженных оленями.

На самом же деле под именем Санта-Клаус подразумевают епископа Николая из Смирны, который жил в 4 веке н.э., был богатым и добрым, любил детей и, чтобы доставить радость, бросал в окошки их домов подарки. День памяти святого Николая отмечается католические христианами 6 декабря.

-2

А вот у православных христиан заботился о детях святой Василий в роли Деда Мороза, день памяти которого отмечается 1 января.

Греческие и кипрские новогодние песенки (каланды) несут в себе различную информацию об этом святом: из них мы узнаем, например, что святой Василий был совсем не похож на «старого и упитанного дедушку Санта-Клауса». Высокий и худощавый он носил короткие волосы и длинную с проседью бороду. У него был длинный нос и брови «дугой», а глаза внимательные и добрые. Его широкий лоб бороздили глубокие морщины, так как он всегда был задумчив.

В одной их песен поется: что святой Василий был родом из Кесарии, что он родился в христианской семье, получил хорошее образование. Закончив философский факультет Афинского университета, он стал церковным деятелем – архиепископом в Каппадокии (Турция). Что он умер в возрасте 48 лет и был предан земле 1 января 379 года н.э. А также, что еще при жизни его стали называть Великим за те благие дела, что он совершил:

Он раздал все свое имущество бедным, создал в своей епархии целый город с благотворительными учреждениями (дом престарелых, госпиталь, гостиницу, приют для бездомных детей). Этот городок был назван в его честь – Василия (Царство). Кроме того, он создал монастырь, где его ученики посвятили себя служению Господу. Сочинил молитвенные стихи для новогодней службы, которая с тех пор носит его имя.

История Нового года

На разных континентах, в разных странах, разные народы празднуют новый год по-разному. Празднование Нового года на вечнозеленом острове длится целых 12 дней, этот период называется Додекаимера. И начитается он с торжеств, посвященных главному христианскому празднику Рождеству Христову, которое отмечают 25 декабря. Затем наступает очередь празднования Нового года – 1 января, которое совпадает с днем памяти святого Василия и заканчивается 6 января, также большим христианским праздником – Крещения (Фота).

Празднование Додекаимеро берет начало, как предполагают, от римских декабрьских праздников в честь бога Сатурна (Сатурналии). Сатурналии сопровождались пиршествами и весельем, обменом подарками и раздачей денег беднякам. А также карнавалами и переодеваниями в шутовские костюмы различных чудовищ и чертей (Каликандзарья), которых жители острова представляли в виде - жутких ослов в тяжелых деревянных башмаках или человекообразных существ с копытами.

Мифы и суеверия

-3

Кипрский фольклор изобилует мифами о такой «нечисти». Вот, например, что рассказывали в кипрских деревнях: «Один старик, возвращаясь из кофейни домой, встретил на перекрестке кого-то, похожих на цыган, которые развлекались и заставили его остановиться, чтобы угостить стаканчиком вина. Старик понял о чем идет речь и не теряя хладнокровия, взял стакан, перекрестил его и спросил откуда пить, но после этого оборотни сразу исчезли, а у него в руке осталось нечто иное, как копыто осла».

Кроме всяких разных подобных домыслов деревенская жизнь, и не только деревенская, но и городская, была полна всевозможных суеверий. Вот некоторые самые характерные из них: «Когда трещат дрова в огне, значит, где-то тебя вспоминают. Когда на дороге находят подкову, то ее прибивают в входной двери дома, чтобы защищала от дурного сглаза. На Новый год молятся, чтобы первым в дом зашел кто-то здоровый, богатый, счастливый и принес в него здоровье, богатство и счастье. Возвращаясь с Новогодней службы, стараются войти в дом с правой ноги, так как считается, что год будет удачным».

Песни и музыка

Кипр богат не только своим фольклором. Киприоты – народ очень музыкальный, В этом могли убедиться те, кому посчастливилось побывать на острове и посетить одну из многочисленных кипрских таверн. У них огромное количество песен на все случаи жизни. Особенно красивы песни, исполняемые по случаю больших праздников. По сложившейся традиции маленькие дети, подростки и взрослые с простыми музыкальными инструментами переходят от дома к дому в деревне или собираются на главной площади в городе и поют хором песенки.

Подготовка к празднику

Не менее интересны и содержательны сама подготовка к празднику. Накануне Рождества, к примеру, кипрские домохозяйки усердно наводят чистоту в доме: моют, драят и стирают, убирают, вытирают, а также жарят, парят и пекут в основной выпеку и сладости. Раньше детвора собирала оливковые веточки, символизирующие благодать, и украшали ими двери и окна домов. Причем как снаружи, так и изнутри. Сейчас в кипрских домах наряжают елочки, а раньше украшали кораблик или кипарис возле дома, отдавая предпочтение греческой или восточной культуре.

В Рождество, как и раньше, по зову колоколов киприоты собираются в церквях на рождественскую службу. А после службы спешат домой к празднично накрытым столам с угощениями из традиционных кипрских рождественских блюд:

- суп «авголемоно» - это лимонный суп с яйцом и кашей (трахана)
- фаршированная или не фаршированная курица или индейка с картошкой или макаронами
- любимый шашлык на углях открытого костра «сувлаки»
- и, конечно, рождественский пирог «Василопита», что в переводе с греческого означает «царский пирог»

В некоторых деревнях Кипра продолжают соблюдать древний христианский обряд Рождества, по которому в церковь приносят вареную свинину и после службы во дворе церкви угощают ею и стопкой Зивании (виноградный самогон) прихожан. Приносят также и кашу, которую сами не едят, а уносят домой, и кормят ею домашний скот и птицу. Так как считается, что куры будут хорошо нестись, а скотина будет давать много молока и мяса.

Ужин Святого Василия

К встрече Нового года кипрские домохозяйки тоже готовятся очень тщательно. Накануне, принято готовить, так называемый Ужин Святого Василия. Обычно он состоит из простой еды и питья, но с обязательным набором таких продуктов, как:

- тарелка пшеницы или пшеничной каши (коллива)
- сладкое вино в сосуде из сухой тыква (колодзи)
- новогодний пирог «Василопиты»

Когда Ужин Святого Василия готов, его размещают на отдельном столике, покрытом белоснежной скатертью и оставляют в гостиной. Обязательно зажигают свечу, чтобы привлечь внимание Святого Василия. В некоторых деревнях Ужин помещают в кладовке с другими продуктами, чтобы Святой Василий, откушав, освятил и благословил их. Иногда, в зависимости от того, кто что хотел получить в наступающем году, можно было увидеть на столике довольно неожиданные предметы: расческу, веточку оливы, кошелек, иконку, стакан и др.

Новогодний пирог Василопита

Самая любимая традиция киприотов – это разрезание новогоднего пирога Василопиты. Традиция – очень древняя, которая относится к одному из мифов о святом Василии. Дело в том, что в пирог запекают золотую или серебряную монетку (флури). Тот, кому она достанется, будет удачлив весь следующий год. Ритуал четко спланирован и начинается 1 января. По возвращении домой с Новогодней службы, хозяйка дома ставит пирог на стол, где собралась вся семья, и отец семейства разрезает Василопиту по количеству членов семьи и на один кусочек больше (такой кусок называют «трапезью»). Если при разрезании монетка-флури оказывается под ножом, то ее берет отец семейства. Если же - в кусочке «трапезью», то ее берет тот, кто выпекал пирог. В некоторых деревнях Василориту разрезают на кусочки иначе, например: для Иисуса Христа, для Богоматери, для бедняка и только потом для всех домочадцев.

Пирог представляет собой круглый каравай хлеба посыпанный кунжутом и, как было сказано выше, с запеченной монеткой-флури внутри. Или может иметь форму человеческого тела, такие пироги называют «Васили». Их не съедают, а подвешивают на красной ленточке где-нибудь в доме и хранят до следующего года как оберег. А рецептов по изготовлению Василопиты у кипрских домохозяек существует множество.

-4

1 января Новый год

Утром Нового года дети проверяют свои башмачки: положил ли святой Василий туда что-нибудь. И радуются, обнаружив подарок. До недавнего времени сохранялся интересный обычай под названием "плумизма", по которому крестная мать дарила крестникам большой и красивый бублик (кулури), выпеченный из пшеничной муки с кунжутом, инжиром, орехами и изюмом. А крестный отец дарил некоторую денежную сумму, размер которой зависел от количества крестников и, конечно, от финансовых возможностей дарителя. Сейчас предпочитают дарить различные игрушки, одежду и всякую всячину, ведь выбор подарков в магазинах разнообразен.

Гадания

В некоторых высокогорных кипрских деревнях до недавнего времени сохранялся обычай гадания. «Раз в Крещенский вечерок девушки гадали» - как говорится в сказке Пушкина. Однако, это не про Кипр. На Кипре можно гадать только в Новогоднюю ночь.

-5

Вечером вся семья садилась у огня и ждала, когда поленья прогорят и образуются угли. Затем смачивая слюной оливковый листик, бросали его на угли, приговаривая «царь святой Василий обернись листом оливы, побожись и покажи, да всю правду расскажи, любит ли меня (называли имя)?» Если листок переворачивался, крутился и потрескивал на углях, то это означало, что человек, чье имя называли, любит. Если же листок неподвижно и тихо горел в огне, то – не любит.

6 января Святки или Фота

Как я упомянула ранее, праздничные обряды продолжаются до 6 января, когда киприоты празднуют Фота (это слово переводится как «свет») или Крещение. В старые времена в этот день освещали воду и крестили детей. В церковь несли для освещения в святой воде фрукты, овощи, орехи, изюм, гранаты, свечки, разные вещи и многое, многое другое. Из обрядового сосуда прихожане набирали святую воду. Этот ритуал сохранился с первых лет Христианства, когда на востоке 6 января отмечали начало Нового года.

После обряда Крещения священники обходили все дома в деревне и кропили избы святой водой, исполняя церковные гимны. С собой они носили Светильник с огнем, зажженным от святой лампады. Копотью от Святого Огня они мазали перышком лица детей, а святым огнем сжигали волоски с их голов. В каждом доме священнослужителей угощали или давали монетки.

В этот день в прибрежных деревнях и городах проходил и проходит до сих пор праздник «Ныряния за Честным Крестом». Когда священник и прихожане следуют из церкви к морю, где бросают Крест в воду, а смельчаки ныряют за ним, и вытащив, получают денежное вознаграждение. А еще маленькие дети ходили от дома к дому, пели песенки: «Доброго вам дня! С Крещением! Дайте нам сначала угощение!» Им давали всевозможные сладости, булочки, орешки, денежки и др.

Обряд Калланда

Накануне Крещения совершались древние ритуальные обряды - Калланда, предназначенные прогнать всякую «нечисть», получающую в течение 12 дней возможность подняться на поверхность Земли и беспокоить людей. В это время домохозяйки делали из теста пончики в меду (лукумадес), жарили хрустящее печенье «хворост» и вместе с раскрошенной колбасой и хлебом разбрасывали по всей крыше дома, чтобы черти и бесы наелись и ушли прочь. Считалось, что если этого не сделать, то черти вскарабкаются на крышу и через дымоход пролезут внутрь дома, и осквернят воду и все продукты.

К Крещению по традиции готовили и мясной студень, так называемый (Залатина) из всего, что останется от главных мясных заготовок к празднику. Нужно отметить, что на Кипре перед новогодними праздниками резали скотину, чтобы сделать запасы на зиму, угощать гостей разными мясными вкусностями.

В Новый год активно и с удовольствием ходили в гости, дарили подарки, веселились, а молодые знакомились, влюблялись и назначали помолвки.

На Кипре, как и везде, со временем многие традиции устарели и в современной жизни уже не соблюдаются. Но к счастью, обретаются новые традиции, не хуже старых. Неизменным остается лишь пожелание «Хронья полла!», что означает с Новым годом!