Один маленький мальчик очень любил сладости. Так любил, что не мог спокойно видеть, как кто-то другой ест конфету или мармеладку: бросался с криком, чтобы вырвать из рук вожделенную сладость и запихать себе в рот. Ребенок крал конфеты из шкафа, и даже в магазине, поэтому родители старались не брать его с собой никуда, чтобы избежать неприятностей.
Но однажды мать мальчика запаслась лекарствами от расстройства пищеварения и аллергии, и поставила перед сыном торт, пирожные, безе, зефир, мармеладки, варенье, конфеты, вафли и множество других сладостей.
— Ешь, сколько влезет, — сказала она ему.
— Тебе будет плохо, у тебя будет болеть живот, начнется тошнота, возможно, и что-то хуже.
Ребенок ее не слушал. Он с наслаждением ел все подряд, стараясь проглотить как можно больше и как можно быстрее. Но очень быстро темп этого сладкого марафона стал замедляться. И момент, когда в сладкоежку больше не влезала ни одна конфета, наступил гораздо быстрее, чем ожидали оба, и мама, и ребенок.
И тогда ребенок разрыдался. Он плакал долго и смотрел на мать с обидой, словно она была в чем-то виновата. Потому что он больше не хотел конфет. И чувствовал себя обманутым и обделенным. Любимое лакомство перестало приносить удовольствие, и что с этим делать, он не знал.
Это взрослые знают о существовании «эффекта конфетной фабрики», когда любой сотрудник кондитерского производства очень быстро перестает любить конфеты и все сладкое, наевшись до предела. Это взрослый термин — «пресыщение». Это вторая сторона той медали, на лицевой стороне которой выбито слово «гедонизм». На обратной стороне — «ангедония».
Гедонизм — стремление получать удовольствие, фиксация на наслаждении чем бы то ни было.
Ангедония — утрата способности радоваться и наслаждаться, в том числе — вследствие пресыщения.
Ребенку свойственно стремиться к удовольствию, и инфантильные взрослые тоже застревают на этом уровне развития. Живут, не задумываясь о будущем и стремятся только получать приятные ощущения и впечатления, яркие эмоции и наслаждение. Но, чем ярче впечатления, тем быстрее развивается толерантность: эмоции становятся бледнее, ощущения тускнеют, и постепенно все перестает радовать. Ни еда, ни покупки, ни чувственные удовольствия больше не приносят удовлетворения. И приходится искать что-то еще, ярче, сильнее, опаснее, необычнее. Иначе неспособность получать от жизни удовольствие быстро закончится депрессией.
Почему это свойственно именно инфантильным личностям?
Потому что у взрослого по мере формирования личности строится система ценностей, в которой ощущения — самая нижняя ступенька. Выше располагаются более важные ценности, у каждого свои. Семья, любовь, знания, самосовершенствование, помощь людям или всей планете, открытие нового и так далее. Удовольствие от любого процесса так или иначе связывается с ценностями, лежащими выше простого наслаждения от удовлетворения собственных простых желаний (купить, съесть, получить оргазм, лениться в комфорте).
Это относится ко всему: к работе, например, которую зрелый человек может выполнять с удовольствием в течение долгого времени, а инфантил быстро начинает скучать и искать способы «добавить перца» в ощущения от трудового процесса, в чем бы он ни заключался. Потому что у взрослого есть цель, привязанная к его системе ценностей, а у незрелого инфантила цель всегда одна: новые ощущения.
Это же касается и отношений — дружбы, любви, секса. Инфантильный гедонист быстро утрачивает ощущение новизны, ему все надоедает, и дело может закончиться не только опасными экспериментами в постели, но и вовлечением в различные зависимости: азартные игры, алкоголь, наркотики.
Парадокс современного общества: при все более широких возможностях получения удовольствий любого рода и тренде «живи здесь и сейчас, делай то, что хочется», количество людей, впадающих в депрессию от невозможности удовольствие получать, увеличивается с каждым годом. Ангедония правит бал.
Сто лет назад симптомами депрессии считались заторможенность и снижение настроения. Сегодня одним из главных признаков депрессии становится неспособность получать удовольствие, ни от чего.
Можно ли избежать появления ангедонии, «эффекта конфетной фабрики»?
Можно. Нужно формировать и развивать систему ценностей, стоящих выше уровня ощущений, на которые способна и улитка. Развивать самодисциплину, брать на себя ответственность, ставить перед собой цели, пускай труднодостижимые.
Это труднее. Но лучше так, чем утратить способность получать удовольствие от жизни и утонуть в унылом болоте депрессии.