Передача экономического статуса от поколения к поколению, являющаяся показателем равенства возможностей, имеет последствия для неравенства, эффективности распределения ресурсов и субъективного благосостояния.
Поскольку межпоколенческая мобильность (ММ) фиксирует изменения в статусе разных поколений, она является полезным показателем для описания изменений в доступе к возможностям в долгосрочной перспективе. Исследования межпоколенческой мобильности (ИМ) в развивающихся странах оказали меньшее влияние, чем в богатых странах, из-за методологических проблем и отсутствия данных, сопоставимых с данными административного налогообложения, которые лежат в основе исследований в более богатых странах.
Используя новые административные данные, применяют их для анализа IM в Индии во времени, по основным подгруппам населения и в пространстве. До начала либерализации и по настоящее время видим, что межпоколенческая образовательная мобильность в Индии в целом оставалась в среднем постоянной, но со значительной межгрупповой неоднородностью. Хотя результаты подтверждают ранее отмеченные другими авторами выводы о расширении возможностей для зарегистрированных каст и племен, считают, что эти изменения почти полностью компенсируются среди населения в целом за счет снижения восходящей мобильности среди мусульман.
Оценка IM в развивающихся странах сопряжена с рядом проблем. Базы данных, связывающие заработную плату родителей и детей или доходы домохозяйств, редки, а административные налоговые базы данных охватывают небольшую и непредставительную долю населения. Даже в тех случаях, когда учитывается заработная плата родителей и детей или их доход, они создают искаженные показатели межпоколенческой мобильности из-за ошибки измерения, дохода, не связанного с заработной платой, и неспособности различать доход родителей и ребенка, когда оба проживают вместе.
Поэтому исследователи сосредоточились на межпоколенческой образовательной мобильности: зависимости результатов обучения детей от образования их родителей.
1. Однако существующие подходы к измерению образовательной мобильности имеют ряд ограничений. Не существует общепринятого метода сравнения образовательной мобильности между подгруппами. Наиболее распространенный метод оценки образовательной мобильности - соотношение между образованием родителей и детей - не имеет значения для подгрупп, поскольку он измеряет прогресс детей только по отношению к другим членам их собственной группы. Ранговые оценки сопоставимы во времени, но грубое измерение уровня образования делает многие из них невозможным точечное измерение.
Например, ученые сосредоточены на абсолютной восходящей мобильности, определяемой как ожидаемое ранжирование ребенка родителем на 25 процентиле от распределения ранга родителя. Как это можно рассчитать для когорты новорожденных 1950-х годов в Индии, для которой 60% самых низких родителей сообщают о низких уровнях образования? Точная оценка этого показателя требует сильных и сомнительных неявных предположений. Аналогичные проблемы мешают построению квантильных матриц перехода на основе данных по образованию.
Анализ сосредоточен на двух показателях:
· ожидаемый результат ребенка, родившегося в нижней половине распределения родительских результатов (интервальная мобильность в сторону увеличения, далее именуемая восходящей мобильностью);
· ожидаемый результат ребенка, родившегося в верхней половине распределения родительских результатов (интервальная мобильность в сторону уменьшения).
Эти меры обладают рядом желательных свойств.
Во-первых, они имеют схожую политическую значимость для абсолютной восходящей и нисходящей мобильности, предложенной Четти, но наши меры могут быть ограничены жестко определенными данными по образованию, в то время как абсолютные показатели мобильности не могут быть применимы.
Во-вторых, они применимы к подгруппам населения.
В-третьих, эти показатели сопоставимы во времени и пространстве, а также в разных странах.
Наконец, в подходе частичной идентификации непосредственно учитывается грубое измерение уровня образования. Границы наших показателей расширяются по мере того, как образование измеряется более грубо, отражая потерю информации о гранулированных рангах. Традиционные точечные методы оценки игнорируют этот источник ошибок. Используют два источника данных для изучения образовательной мобильности в Индии.
Для изучения происходящих со временем изменений используются результаты Индийского обследования развития человеческого потенциала (ИОРЧП), которое выделяется среди основных обследований домашних хозяйств Индии в плане получения информации об образовании отцов респондентов-мужчин. Для изучения мобильности в космосе используют Социально-экономическую и кастовую перепись населения (SECC), административную перепись, проведенную в 2012 году, которая документирует образование для всех людей в Индии на прекрасном географическом уровне.