Ныне жанровую нишу семейного кино занял хоррор. Именно в нём пропагандируются и оберегаются ценности, которые принято называть традиционными.
Одним из самых распространённых сюжетов ужасника во время очередного ревайвала не претерпел изменения с классической эпохи голливудского хоррора.
Всё тот же страшный дом, населённый призраками или другими хтоническими существами, и родители, старающиеся защитить от их влияния своих детей. Либо просто спасти семью с разной вероятностью успеха. Радикальные отступления от канонов, заложенных "Экзорцистом", "Ужасом Амитивилля", "Полтергейстом" и даже "Оменом", встречаются редко.
Обычно роль защитницы семьи достаётся матери. Можно было бы увидеть в этом случае феминистическое влияние. Но роль, достающаяся матери, вполне встраивается в патриархальную картину мира. Кому как не хранительнице очага прикладывать больше всего усилий для его защиты?
Эта тема хорошо просматривается в "Ребёнке Розмари" у Поланского. Даже став матерью дьявола, героиня признаёт своего сына таким, какой он есть.
В этом смысле квинтэссенцией жанра защиты семейных ценностей можно назвать лучший фильм ужасов прошлого года, по версии Rotten Tomatoes, "Тихое место" Джона Красински. Все события можно интерпретировать как аллегорию того, что происходит с семьёй в современной западной идеологии.
На первом плане находится семья, защищающаяся от монстров, реагирующих на любой, даже едва уловимый, звук. Откуда взялись чудовища, и почему они нападают не говорится не слова. Обитатели фермы не в состоянии подняться над простыми вопросами выживания, чтобы сделать аналитические выводы. Главное, молчать и охранять друг друга.
Что это как не метафора происходящего с семейными ценностями? Со всех сторон на них идёт атака, основной посыл которой заключается в том, что традиционная семья устарела и является атавизмом. Это и есть те самые непонятно откуда взявшиеся монстры. Но защитники традиционных ценностей не могут подавать голоса в её защиту (не произносить не звука), чтобы не прослыть ретроградами и кем ещё похуже. По тютчевским заветам, счастье можно сохранить только в тишине.
Прошлогодний главный конкурент "Тихого места", уступивший ему на Rotten Tomatoes, но взявший верх над ним на сайте Metacritic (там "Тихое место" стало номером два), "Реинкарнация" Ари Астера также посвящён семейному хоррору в декорациях дома. Но вопросы здесь решаются ещё более традиционно.
В этом году Ари Астер снял "Солнцестояние", где семейная проблематика решается несколько по-другому. Потеряв свою настоящую семью, героиня фильма Дэнни Ардор обретает новую. Это сектантская община из Швеции, про которую неоднократно упоминается, что всё её участники, как родственники. В конце фильма Дэнни делает свой выбор между новой семьёй и своим бойфрендом. И делает этот трагический выбор с улыбкой, символизирующей приятие новых духовных родственников.
В перверсивной идеологии традиционное семейное кино не может защищать традиционные семейные ценности. Эта роль отводится жанру, ранее воспринимавшемуся как потенциальному разрушителю этих ценностей (неудивительно, что в 50-е годы популярным злодеем ужасов был тинейджер), ставшему их последним убежищем, недоступному критике. Приблизительно так же, как этническая музыка и клипы продолжают оставаться единственным сексистским убежищем, атаковать которое не принято.
Подписывайтесь на канал!
Ставьте палец вверх! Нам нужно донести правду до всех!