Страшная путешественница, приближающаяся к проходу огромного нового пассажирского лайнера, с изумлением смотрит на его надвигающийся корпус. "Неужели этот корабль действительно не тонет?" Она нервно спрашивает человека на палубе.
"Да, леди," отвечает он. "Сам Бог не сможет потопить этот корабль."
Эта сцена - знакомая картина из "Титаника", простое и эффективное напоминание о нашем знакомом образе корабля, в котором все были настолько уверены, что его невозможно потопить, что на нем было достаточно спасательных шлюпок, чтобы вместить только треть его пассажиров. Но Титаник, очевидно, не был непотопляемым. На самом деле, он не был настолько непотопляемым, насколько это позволяла инженерия той эпохи, и менее "непотопляемым", чем корабль, построенный более полувека назад.
В 1858 году был спущен на воду лайнер «Great Eastern», корабль, который для своего времени был очень большим скачком в размерах и технологии, чем "Титаник" в 1912 году. Он был, по словам Павла Хейера, "не просто впереди своего времени или даже на переднем крае, как Титаник, а полностью за его пределами". «Great Eastern» был в пять раз больше, чем любой предыдущий корабль, и он не был переплюнут по размеру (ни тоннаж, ни длина) более сорока лет. Более того, он имел двойной корпус от ватерлинии до киля, шестнадцать водонепроницаемых отсеков, водонепроницаемую переборку и переборки по всей длине котельного и машинного отделов, что позволило ему остаться на плаву в 1862 году, когда (в случае аварии, подобной той, которая постигнет Титаник пятьдесят лет спустя) он снес скалу и открыл в борту отверстие длиной 8 метров.
К тому времени, когда появился "Титаник", коммерческое давление, которое требовало более просторных и доступных мест для обслуживания пассажиров, дополнительного места для размещения и грузов, а также более эффективного рабочего пространства для экипажа двигателя, означало, что переборки в его водонепроницаемых отделениях не были достаточно высокими, и у него не было двойного корпуса (только двойное дно), водонепроницаемой переборки или продольных переборок в машинной и котельной. «Титаник» мог бы пережить плунжеры других судов или предсказуемые типы лобовых столкновений, но не тот тип аварии, который потопил его, появление отверстий в нескольких водонепроницаемых отделениях одновременно. Возможные элементы безопасности были отклонены в пользу того, что было практично - как писал Уолтер Лорд: "Появление безопасности было ошибочно принято за саму безопасность".
Правда ли, что еще в 1912 году Титаник считался "непотопляемым", или это было продуктом создания мифов последнего времени? В приведенном выше примере писатель "Титаник" Уолтер Лорд утверждает, что линия White Star никогда не рекламировала ее как таковую. Он также цитирует журналиста газеты London Times Филипа Говарда, который писал в 1981 году:
Я не могу найти современных доказательств того, что Титаник считался практически непотопляемым до тех пор, пока он не утонул.... Оглядываясь назад, мы создали миф, потому что он представляет собой более драматическую метафору.
Господь легко опровергает утверждение Говарда, отмечая, что в середине 1911 года, почти за год до первого рейса "Титаника", такие издания, как rish News и Belfast Morning News и судостроительная компания опубликовали подробные статьи о конструкции судна и отметили, что "Капитан может, просто передвинув электрический выключатель, мгновенно закрыть двери и сделать судно практически непотопляемым". И, конечно же, капитан "Титаника" Эдвард Дж. Смит несколько лет назад сказал: "Я не могу представить себе никаких условий, которые могли бы заставить корабль потонуть. Я не могу представить себе, что с этим кораблем случится какое-либо жизненно важное бедствие. Современное судостроение вышло за рамки этого."
Итак, Лорд завершает:
... "непотопляемость" "Титаника" не была продуктом какого-то ловкого рекламного писателя, и это не был миф, который впоследствии был изобретен для улучшения сюжета. В то время это было взвешенное мнение экспертов....
Конечно, большинство высказываний о непотопляемости "Титаника" содержали такие определения, как "практически" или "почти", но публика, естественно, их игнорировала, "непотопляемый" и это слово не поддавалось определению. И даже когда рано утром 15 апреля 1912 года в Америку стали поступать сообщения о катастрофе в Титанике, вице-президент White Star линии в Нью-Йорке безоговорочно заявил: "Мы полностью доверяем Титанику. Мы считаем, чтот лайнер не тонет."
Однако утверждение, что White Star не назвала Титаник "непотопляемым" в своей рекламе, является несколько неискренним. В февральском номере журнала The Titanic Commutator 1993 года был обнаружен рекламный флаер " White Star " для Олимпийских игр и "Титаника", в котором говорилось: "Насколько это возможно, это замечательное судно должно быть непотопляемым". Возможно, в этом заявлении содержится один из ключевых уроков, которые мир должен был извлечь из катастрофы на Титанике: Когда речь заходит о безопасности и жизни людей, слова "возможно" и "практично" - это две совершенно разные вещи.