Усть-илимский художник Никита Шоболов из тех людей, которые, даже прожив серьезную жизнь, по-прежнему, как и в детстве, сомневаются в своем таланте. И когда кто-то восхищается его работами, Никита Трофимович просто смущается. Удивительно открытый, светлый человек, он этот свет и трогательность проецирует и на свое творчество. Художник никогда не домогался славы, а всяческая помощь приходила к нему по воле случая. Искусствоведы, наткнувшись на картины Никиты, сами организовывали выставки, а когда в 45 лет он буквально умирал и уже прощался с жизнью, так как на операцию не было необходимых средств, несколько бизнесменов, поклонников его творчества, скинулись и оплатили лечение.
Сам художник живет в старом Усть-Илимске, на берегу величавой Ангары, и его многие пейзажи, конечно же, родом отсюда. Прозрачная манера письма, порой размытая – а художник много работает в техниках акрила, акварели – великолепно передает настроение и красоту его суровой и прекрасной родины. Часто на картинах мы видим покосившиеся домики и храмы. Храмы – это отдельная тема в его творчестве, где особенно хороши графические работы. Шоболовские церкви особенные, они тянутся к небу – художник соблюдает только свои пропорции и линии, и каждая работа обязательно несет образ и нередко несколько смыслов. Никита Трофимович вспоминает, что когда впервые в раннем детстве увидел церковь, то чувства величия и страха тогда посетили его, и он здесь же, а это было слякотное время года, из грязи начал лепить свой храм.
А вот полотно, посвященное матерям, вырастившим и отдавшим своих сыновей в жерло войны, называется «Мадонна». Его Мадонна представляется нам простой русской женщиной в красном платье, с повязанным платком на голове и с мальчиком на коленях. Ребенок держит в руках игрушечный самолет с красными звездами на крыльях, однако фон картины не предвещает ничего хорошего – изгибающаяся железная дорога и столбы-кресты. Не зря у его Мадонны перевернутые глаза. В картине «Изгнание из рая» мы видим удаляющиеся силуэты Адама и Евы и змеиную кожу, подстеленную под яблоко, где зарождается жизнь. Необычен у Шоболова деревенский бычок. Животное очень живописное, я бы даже сказал из корриды, этакий лидийский экземпляр. Странное, очень интересное сочетание – русской деревни и испанской корриды. Но, благодаря интуиции, точному глазу, художник и находит причудливые и неожиданные решения, образы.
Я бы назвал Никиту Шоболова поэтом, так как его работы афористичны и наполнены тончайшей лирикой, образами, смыслами. Да и его жизнь напоминает путь странника, постоянно осваивающего новые территории. Кем только художник не работал: скотником, колол дрова, на сеноуборке, даже трактористом, и везде по одному году. Почему уходил? А становилось неинтересно. Да, у таких людей свой ритм жизни, свои внутренние часы. Возможно, он похож на кота из своей картины, идущего по острию штакета. Но коты существа своенравные, Никита Трофимович же совершенно добродушный, с большим чувством юмора человек. Его юмор глубокий, тонкий, замешанный на огромной любви. Вот эта теплота, ирония и нежность души особенно ощущаются на полотне «Моя деревня», где изображены уютные заснеженные домики в корзинке.
Родом из небольшой деревушки и по национальности бурят, Никита Шоболов так и остался смешливым, готовым всем прийти на помощь мальчиком, с широко открытым сердцем. Он даже своей супруге Оксане, с которой они вместе учились в Иркутском художественном училище, говорил раньше, опять же смущаясь, мол, нашла бы себе кого-нибудь получше, посерьезнее, и до сих пор благодарен, что за всю жизнь никогда не попрекнула его отсутствием денег, а ведь времена бывали всякие. Они воспитали троих детей, один из них – Степан – стал известным художником и живет в Иркутске. Оксана и Никита умеют создать вокруг себя легкую, непринужденную атмосферу.
Так живут люди с радостным, великодушным и щедрым отношением к окружающему их миру. Никита Шоболов по-прежнему много работает, только жаль, что его чудные картины не так часто удостаиваются выставок и вернисажей, как бы этого хотелось.
Нередко в его листах появляются белые ангелы, белый снег, белый, чистый свет. Я думаю, что такие вещи не рождаются случайно – это его мысли, душа и то, что он дарит миру.
Автор текста: Александр Геннадьев