Найти в Дзене
БЕЗ СТЕН

«Пикник». Темные эльфы русского рока. (Часть 1)

Снова письмо от Забугорца и очень в нужный момент.

Оговорюсь сразу – заголовок позаимствовал у одного знакомого Мизантропа)). Очень точно, на мой взгляд, сформулирована сущность этой команды. Что же касается словосочетания «русский рок»… Знаю, что на некоторых оно действует раздражающе. Дескать, нет и не было никогда «русского рока», по причине его ущербной  вторичности.  Ну, что тут можно сказать?  Да ведь вся музыка, если вдуматься, вторична. У каждого стиля и жанра были свои предшественники, свои истоки. Все музыканты во все времена перенимали  друг у друга что-то новое - учились. А в поисках «первичности» мы неизбежно упремся в того неандертальца, что первым придумал бить камнем о камень, выстукивая ритм – просто так, для души. От избытка чувств. «Песню-музыку не пою, просто камень о камень бью, просто небо стаканом пью - вот и шатает  слегка». Это  группа «Пикник», песня «Говорит и показывает», ежели кто не в курсе))

А теперь к делу. Даже и не знаю, с чего начать – ибо трудно найти на нашей рок-сцене коллектив, что 40 лет (если брать за точку отсчёта 1979 год) в строю, и, что самое главное - до сих пор востребован. Их пластинки неплохо продаются, песни звучат в эфирах многочисленных радиостанций, на концертах всегда аншлаг. Они вроде и со всеми вместе, но при этом чуть в стороне... Таинственная многозначительность, мрачная торжественность стихов и филигранные, отточенные аранжировки. Действительно – темные эльфы нашего рока)). Неспроста господин Лукьяненко так любит цитировать Эдмунда Шклярского в своих «Дозорах» - есть в его лирике нечто, находящееся вне рамок этого мира. «Минуту еще, мой ветер не стих,  мне нравится здесь – в Королевстве Кривых»

Да, начиналось всё в 1979... Правда, в некоторых источниках указывается 78-й, но плюс-минус год ничего не меняет, ибо в то время рок-группа с названием «Пикник» базировалась в Ленинградской области, в поселке Горелово,  и была известна лишь узкому кругу друзей и поклонников. Играли модные в то время рок-н-роллы, блюзы, биг-бит, словом -  все как у всех.  Впоследствии некоторые из этих композиций войдут в первый магнитоальбом «Пикника», но об этом позже. Словом – вроде и нормально всё, но чего-то не хватало… Изюминки какой-то. Эдмунда Шклярского с ними пока ещё  не было.  

Тот, до встречи с «Пикником», тоже проделал долгий и извилистый творческий путь. Эдмунд Мечиславович Шклярский по происхождению был коренным ленинградцем, по крови - поляком, но при этом, подозреваю, немножко всё-таки эльфом)). С детства был весьма одаренным в музыкальном плане ребенком, и родители надеялись, что их сын сделает карьеру на академическом поприще - однако парень предпочёл рок. До встречи с «Пикником» он успел отыграть в нескольких группах, последняя из которых называлась «Лабиринт».

И «Пикник», и «Лабиринт» пересеклись в Ленинградском рок-клубе в 1981 году. Атмосфера там была самая непринуждённая, музыканты знакомились, общались, и в один прекрасный день Эдмунд решил перейти в «Пикник» - им как раз требовался вокалист. С этого момента и началась история настоящего «Пикника», которого мы все знаем и любим. Что можно сказать? Пусть не сразу, но группа превратилась в поле творческих экспериментов Эдмунда Шклярского. На долгие годы он стал бессменным лидером группы, вокалистом и автором большинства песен. С его приходом музыка группы усложнилась, с добротными, но банальными рок-н-роллами было покончено. Теперь по стилю это был скорее прог-рок с элементами харда. Тогда же, в 81 году, они составляют новую концертную программу «Опиумный дым», весьма смелую и необычную для тех лет, и обыгрывают ее на нескольких ленинградских площадках. Оговоримся сразу – никакой рекламы наркотиков там не было. Заглавная песня – скорее фантазия на арабскую тему. «И опять замкнется круг, птица выпорхнет из рук… Хохочет дьявол за спиной твоей - эге-гей!».

Разумеется, их творчество не могло пройти мимо такой легендарной личности, как Андрей Тропилло. Тот вообще старался не пропускать ничего, из того, что происходило в ленинградском роке, и скрупулёзно фиксировал на магнитофонной плёнке все более-менее значимые команды. Он заведовал студией звукозаписи при доме Юного Техника в Охте, и большинство питерских групп записывались именно у него - совершенно безвозмездно, к слову. «Пикник» не стал исключением, и в 1982 году их первый магнитоальбом «Дым» (прилагательное «опиумный» опустили по соображениям политкорректности) начал своё победное шествие по стране. Говорю это, как очевидец – хотя Удмуртская АССР была расположена далековато от Питера, но в 1983 году этот альбом был в коллекции у каждого второго юного меломана. Правда, сплошь и рядом он назывался «Ночь», видимо по самой яркой и запоминающейся песне альбома. А что, песня и вправду была хороша. Хотя почему «была» - «Пикник» и по сей день исполняет ее практически на каждом концерте.

Старт был хорошим. Из явления чисто питерского "Пикник" превращается в группу общесоюзного значения)). Но дела у группы идут совсем не блестяще - не все в коллективе смирились со сменой концепции и  доминированием Эдмунда Шклярского, и начинается чехарда в составе. Плюс наша пресса отчего-то их невзлюбила, одну из таких "разгромных" статей лично читал в "Комсомолке" - группу критиковали за пессимизм и упадочное декадентство. Да и в рок-среде копилось недовольство - "Пикник" официально трудоустроился в Ленконцерт, что среди ортодоксальных рокеров тех лет выглядело чуть ли не предательством... Но не смотря ни на что группа продолжает идти выбранным путем, и в 84-м году записывает у того же А. Тропилло "Танец волка" - по мнению многих, один из самых лучших альбомов у "Пикника". Изящные, сложно аранжированные арт-роковые композиции, усиленные жестким хард-роковым ритмом, и небанальные, хотя и мрачноватые тексты. И наконец - вишенка на торте, альбом "Иероглиф" (1986), который окончательно утвердил за командой статус одной из ведущих рок-групп Советского Союза.

Материал этого альбома лег в основу винилового диска, выпущенного на фирме "Мелодия", правда с небольшими купюрами, но все равно - это было нереально круто! Вот с этого момента начинается настоящая популярность "Пикника" - они активно концертируют, пресса, забыв вчерашние поношения, рассыпается в похвалах, а композиция "Праздник" звучит на Центральном телевидении, в "Утренней почте" - мыслимое ли дело еще каких-нибудь два-три года назад!

Что ж, думаю, на этом стоит прерваться, ибо статья получается большая. Продолжение следует, а с вами был Учаев А.Н., он же "Забугорец" ))