Перестал заводится Камаз 4310. Вернее они ранее как - то не понятно заводился, с натягом, как буд - то "тянет" стартер, всё проседает, лампочки притухают, крутит еле, еле. Долго ребята - хозяева тянули с ремонтом, но однажды он вообще застыл и не завёл автомобиль. Сняли принесли мне.
Разобрав, сняв крышку и сдёрнув щёткодержатель в глаза бросилась картина:
Из восьми щёток не работали две штуки, со стороны "+", и если бы эти две щётки не доставали скажем одна с "+" другая с "-" ничего страшного, а в данном случае, это катастрофа для стартера. Он работал в одном плече, т.е. ровно пол стартера не работало. Щётки с обоих сторон минуса "выпрыгнули" под давлением пружин, а с одной из сторон плюса остались в состоянии как на фото. Даже приложив усилия и помогая им "выпрыгнуть" на место, как остальные, у меня ничего не получилось. Они буквально приварились к щёткодержателю. Да, я считаю полностью заводской брак был, щеткодержатель чуток перекошенный, щётки не "полезли" на свои места и их наверно молотком забили. После они чуть чуть давали контакт, потом стёрлись выработались, начали плохо доставать до коллектора начала возникать электро - дуга и они начали привариваться к щёткодержателю и выжигать коллектор якоря стартера. Вот результат когда снял щётки с их мест.
Две же другие "+" - совые щётки работали в двойном перегрузе, т.е. ток шёл как минимум в два раза больший, а возможно и в 4-ре, ведь стартер клинил. Вот на фото, как цвет поменяли медные токо- проводники щёток.
Щётки снял, их под замену желательно, но под рукой не было, а люди спешили. Проверил не выскочили ли медные токо - провода из графита. Нет, отлично держались. Проверил прибором сопротивление, между щёткой и токо - проводником, норма. Оставил старые. Пришлось чистить щёткодержатель, посадочные места напильником.
Чуток всё равно клинили, даже после того, как отшлифовал со всех сторон на наждачной бумаге. Пришлось ещё плоскогубцами выгибать корпус щётко - держателя, исправлять заводской брак!
А вот результат работы таких щёток, отразился на самом якоре, бедняга грелся, изоляция вскипала, в тех местах где прихватывало.
Якорь стал страшный, но рабочий, на корпус не пробивал, изоляция около 10мегом показала, на всякий случай проверил лампочкой на 220v один конец лампочки на корпус якоря, второй конец лампочки в розетку, из розетки конец на коллектор. Все операции проводить в диэлектрических перчатках, на изолированном столе( от земли) стоять на диэлектрическом коврике. Лампочка не должна загораться, если пробивает будет моргать, загораться, увидите искры в месте, где изоляция "шьёт" на корпус. Также можно и нужно! Проверять статор. Якорь надо проверить специальным прибором на межвитковое замыкание, если нету, ставим так, пробуем. Коллектор якоря чистить нулёвкой, если сильная выработка появилась, на токарном станке протачиваем. Вот что я получил в итоге.
Собираем всё, как положено, не забываем про картонные изоляторы на "+" вых щётках, если нету, вырезаем, ставим. Собираем, всё как было, не забываем про резинки уплотнительные и смазать все втулки скольжения. Ну и проверить сами втулки на износ, ничего не должно болтаться. Я не описываю здесь это, потому как речь идёт о зависания щёток.
Данный пример стартера Камаз, актуален для любого стартера, они примерно все одинаково устроены,отличаются размерами, напряжением, ну и какой никакой конструктивной особенностью. Щётки у них у всех могут именно так зависать и повлечь за собой массу проблем.
Стартер работает заводит лихо, хозяин доволен.