Найти в Дзене
Добрый Мангуст

Чем так плох SSJ-100?

Ну, как я понял статьи по военной тематике вас интересуют +- никак, так что в очередной статье я вернусь в небо) И обсудить хочется шквал критики от всякого рода "экспертов", обрушившийся на этот многострадальный самолёт.

SSJ-100 в ливрее в честь 90-летия авиакомпании Аэрофлот
SSJ-100 в ливрее в честь 90-летия авиакомпании Аэрофлот

Начну с небольшой предыстории. SSJ-100 это ближнемагистральный самолёт, который на момент своего появления олицетворял ни много, ни мало, возрождение российского авиапрома. Он должен конкурировать с другими ближнемагистралами, вроде Bombardier CSeries или Embraer 190. Вопреки желаниям многих несведущих в теме людей, он не может и не должен конкурировать с Boeing и Airbus (не считая A220, который и есть тот самый Bombardier).

Красивый Bombardier СS100
Красивый Bombardier СS100

Репутацию самолёта, ощутимо пошатнула авиакатастрофа во время демонстрационного полёта в Индонезии, после которой пошёл шквал критики в адрес самолёта. Как позже выяснилось, необоснованной, ибо в результате расследования стала известна причина катастрофы - ошибка пилотов. Но зерно недоверия было посеяно, а дальнейшие проблемы только подливали масла в огонь. Дальше пошли сообщения о проблемах с обслуживанием самолётов, многие простаивали на земле в ожидании новых запчастей. Следом проблемы с моторесурсом двигателей, которую некоторые "эксперты в области авиации" привязали к высоте двигателей над землёй, мол, они по земле скребут почти и весь мусор в двигатель засасывают. Для сравнения, просвет между землёй и двигателем у Boeing 737 от 46см против 42см у SSJ-100, разница предельно мала, но там это нормально, а тут, вдруг, стало трагедией. На самом же деле проблема была по части наших французских коллег. Позже эти проблемы были исправлены, но об этом писать как-то не любят. Само собой, как цепная реакция, паника передалась обычным пассажирам. Самолёта если и не начали бояться, но бросать на него косые взгляды начали точно.

Конечно, самой большой трагедией, окончательно забившей гвоздь в гроб этого самолёта, стала катастрофа в Шереметьево. Если прочитать отчёт МАК, то становится ясно, что в катастрофе виноват, опять же, экипаж. Конструкция самолёта выдержала первый удар даже с превышением нормы, но второй, ещё более мощный привёл к разрушению опоры шасси и пробитию топливного бака. Что было дальше, думаю все знают. Из этой катастрофы стало ясно, что хромает подготовка экипажей, но не более того. Самолёт отработал штатно.

-3

Подводя итог, стоит отметить, что само собой, критика местами уместна, но уместна она по отношению к организации обслуживания самолётов запчастями, каковы реальные претензии к самолёту - вопрос. Две катастрофы, произошедшие не по вине самолёта привели к сильным репутационным потерям. Похожую ситуацию сейчас можно видеть с новым поколением самолётов Boeing 737, но если там страдает гегемон авиа рынка, то тут пострадал начинающий игрок, для которого такой удар если стал и не фатальным, то весьма ощутимым. Хороший ли самолёт? Да, он не плох, особенно на момент своего создания. Лучший ли он? Определённо нет, после его появления появилось новое поколение E-jet от Embraer, стартовала программа CSeries от Bombardier и они заняли эту нишу. Есть ли у SSJ-100 будущее? Лично я в это не верю, уж больно большими были репутационные потери, проблемы с доставкой запчастей до сих пор полностью не решены, а Boeing с Airbus будут разворачивать своё производство ближнемагистральных самолётов, что, кстати, совсем другая, но не менее интересная история)