По данной истории за последние дни написано немало. Одни записывают доцента чуть ли не в маньяки, другие устраивают "пляски на костях" убитой девушки. Я бы хотел разобрать ситуацию максимально объективно и дать ей правовую оценку... на сколько это вообще позволяют имеющиеся данные.
Что по фактам? Ночью с 7 на 8 ноября в квартире Олега Соколова у него произошел конфликт на него произошел конфликт на почве ревности с его аспиранткой, гражданской женой Анастасией Ещенко, в ходе которого Олег Соколов произвел смертельный для Анастасии выстрел. После чего доцент спрятал тело девушки у себя в квартире и вечером того же дня пригласил домой друзей, распивал с ними спиртные напитки. 9 ноября доцент приступил к расчленению тела девушки и поздним вечером занялся сокрытием следов преступления. В ходе сокрытия следов преступления Соколов, находясь с состоянии алкогольного опьянения упал в воду... откуда его и выловили вместе с рюкзаком, в котором содержались отрубленные руки жертвы. На настоящий момент Соколов признался в совершении убийства.
А вот теперь давайте попробуем отринуть эмоции относительно процесса расчленения (хоть это может быть непросто), забудем о социальном статусе Соколова... и что мы увидим? Увидим мы обычную бытовую ссору влюбленной пары, коих миллионы происходит каждый день во всем мире. Бывает, что они доходит до рукоприкладства, а бывает и до убийства. Случившееся - ужасно. Но если рассматривать происходящее, как УМЫШЛЕННОЕ убийство, то возникает ряд закономерных вопросов. Например о том, как совершил бы умышленное, запланированное убийство умный, образованный человек, имеющих знакомых среди сотрудников силовых структур? Что-то мне подсказывает, что это НЕ была бы пальба из огнестрела ночью в собственной квартире. Так НЕ действуют, когда заранее имеют намерение совершить убийство, так НЕ действуют маньяки. И в данной связи я склонен согласиться с квалификацией данного деяния по 107 ст. УК РФ (убийство, совершенное в состоянии аффекта) высказанной адвокатом Соколова.
И прежде, чем бросаться в меня ... чем нибудь, за "отмазывание душегуба" давайте внимательно прочитаем характеристику деяния, квалифицируемого по 107 ст. УК РФ и сопоставим данную характеристику с обстоятельствами дела.
"Убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего".
Что мы видим? Дабы не уподобляться гражданину Невзорову и другим "плясунам на костях", я НЕ буду разбирать предполагаемые наличие, либо отсутствие "систематического противоправного или аморального поведения потерпевшей". При этом, наличие "тяжких оскорблений" при столь бурном выяснении отношений между влюбленными имеет место ВСЕГДА и как правило с обеих сторон. Наличие длительной, психотравмирующей ситуации... и не одной, в жизни Соколова тоже имели место. То, что человек на грани было видно по его последним публичным выступлениям, включая разбор судебных процессов о плагиате и клевете на канале Дмитрия Пучкова (Гоблина). Ссора с возлюбленной в ночь с 7 на 8 ноября переполнила чашу и крышу сорвало... то есть, возникло состояние внезапного сильного душевного волнения.
Что дальше? Дальше начинается "жесть, как она есть" за которую Соколова записывают в маньяки. Только вот с точки зрения психологии ничего странного в поведении Соколова нет... ну или почти нет. Про пьянку на следующий день после убийства... если с вами когда нибудь случались по настоящему страшные события, то мозг на это реагирует блокировкой. Максимально отстраниться, убежать, сделать вид, что ничего не случилось, нажраться в хлам наконец. Именно это и произошло.
Про расчленение. Представьте, что вы убили человека... не приведи ..., конечно, но все же. Варианта всего два. Либо идти сдаваться с возможной перспективой не выйти на свободу никогда, либо попробовать скрыть следы преступления и избежать ответственности. Соколов, из страха и малодушия выбрал второй вариант. Здоровье человека в 63 года не позволяет носить тяжести, тем более незаметно для окружающих. И в голову пришло решение, на сколько логичное, на столько и страшное. А еще больше ужаса мыслям на эту тему придает то, что если бы Соколов обладал большим набором узкоспециальных знаний и подошел к процессу с трезвой (во всех смыслах слова) головой, то вполне смог бы успешно сокрыть следы своего преступления. Сколько несчастных по всему миру утоплено в водоемах, сожжено или закопано в лесах - не известно решительно никому.
Что по итогу?
По закону, исходя из моей (и далеко не только моей) скромной правовой оценки ситуации - верхний предел ч.1 ст. 107 УК РФ (3 года лишения свободы).
По факту, из-за широкого общественного резонанса действия Соколова скорее всего будут квалифицированны по ст. 105 УК РФ и приговор будет достаточно жестким.
По справедливости... даже не знаю... а справедливость в нашем мире вообще есть?
P.S. Соболезнований родным девушки высказывать не буду. И не потому что я бездушная мразь, а потому что нахожу в себе смелость не быть лицемерным. Единицы способны на РЕАЛЬНОЕ сопереживание относительно смерти человека, даже о существовании которого не имели ни малейшего представления. Фальшиво пособолезновать 30 секунд и дальше есть печеньки с чаем, радоваться жизни - увольте.
P.S.2. Оправдываю ли я действия Соколова? Конечно НЕТ. Просто я хотел показать обыденность зла, что ли. Когда абсолютно обычный человек в определенных обстоятельствах может стать убийцей. Преступники - это не демоны из другого мира. Это зачастую, вполне приятные люди, живущие рядом с нами. Некоторым везет не попадать в сложные жизненные обстоятельства, кто-то из них выходит с честью, а кто-то нет. Шанс стать преступником есть абсолютно у всех, даже у отпетых моралистов. Хотелось бы вспомнить анекдот про "меня, внучик расстреляли"... но не буду. Не тот случай. Слабых больше чем сильных, а малодушных больше чем смелых... увы, но это факт.
Всем добра. Искренне желаю не попадать в длительные психотравмирующие ситуации.