Найти в Дзене
Идем правее

Раскаяние либерала

Оглавление

Перемена в душе либерала - одна из самых завораживающих вещей, которые можно наблюдать в политическом пространстве. Возможна ли она? Итак, от нескольких героев Достоевского - к современным либералам.

"Преступление и наказание" - история нескольких перемен

Ф.М. Достоевский известен глубокими психологическими (даже духовными) характеристиками героев. Но также он изучал и анализировал политические течения своей эпохи.

Предлагаю взглянуть на роман "Преступление и наказание", в котором политическое мировоззрение вроде как играет малую роль. И речь пойдет НЕ о Родионе Раскольникове.

Для начала важное замечание. В те дни, как и сейчас, либерализм в сознании у многих людей парадоксально (парадоксально ли?..) сочетался с жаждой революционных перемен. Мы видим это на примере Раскольникова, а в реальной жизни - у декабристов, у петрашевцев (возможно, эти идеи в период близости к петрашевцам разделял и сам Достоевский) и многих более поздних деятелей и авантюристов.

Кто еще из персонажей романа мог в молодости быть склонен к революционно-либеральному образу мыслей? Конечно, Порфирий Петрович.

Он довольно молод (хоть и выглядит потертым жизнью). Общается с молодежью, в том числе с теми, у кого в головах бродят всякие идеи.

Вот что говорит о следователе друг Раскольникова Разумихин:

Неуклюж немного, то есть он человек и светский, но я в другом отношении говорю неуклюж. Малый умный, умный, очень даже неглупый, только какой-то склад мыслей особенный... Недоверчив, скептик, циник... надувать любит, то есть не надувать, а дурачить... Ну и материальный старый метод... А дело знает, знает...

А вот немного о ходе мыслей Порфирия относительно Раскольникова:

Ну, он слушал... и как узнал, что ты по юридическому и кончить курса не можешь, по обстоятельствам, то сказал: "Как жаль!"

Возможно, следовательно понял, что шаткое положение Раскольникова может толкнуть его на крайность. Позднее сам Родион узнает, что следователь отметил его статью о "праве на насилие" и догадался, кто ее автор. Сначала приметить этот текст, а затем понять, почувствовать, что стоит за анонимно напечатанной статьей Раскольникова, мог лишь человек, хорошо знакомый с таким ходом мысли. И вполне возможно - знающий, каково носить такие идеи в себе.

Наше представление о Порфирии как о человеке довольно возрастном и даже скучном, вероятно, сформировано кинопродукцией (где его играют в основном немолодые актеры). А вот студент и дальний родич, живчик Разумихин считает его вполне своим:

Да ничего, чай, водка, селедка. Пирог подадут: свои соберутся.

Не исключено, что Порфирий Петрович после перемены образа мыслей сознательно посвятил себя исследованию либерального брожения в умах. Быть может, будущий следователь когда-то тоже считал себя "необыкновенным человеком", а теперь вот каковы его слова:

- Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает? - с страшною фамильярностию произнес вдруг Порфирий. Даже в интонации его голоса было на этот раз нечто уж особенно ясное.

Как его задевает за живое эта мысль, как она выстрадана! Прекрасный пример того, каким убежденным приверженцем традиционных ценностей может стать либерал.

Порфирий Петрович - бывший либерал-революционер?

Скажете, что это спекуляция из головы? А как же история самого Достоевского?..

Уверена, что лет через десять, а то и раньше, мы увидим такую перемену на примере кого-то из деятелей нынешних протестов. Особенно среди молодых. Пообщавшись близко с нашими профессиональными оппозиционерами (даже на уровне небольшого города), навсегда можешь получить иммунитет к либерализму.

Осознание своей неправоты, быть может, похоже на такой образ...
Осознание своей неправоты, быть может, похоже на такой образ...

Так что наш современник, юный автор известного и пламенного последнего слова (так походящего на речи террористов 19 века) может стать однажды прекрасным Порфирием Петровичем.

Ждем завораживающих перемен!

П. С. Не могу сказать, что мне нравится какая-то из иллюстраций с Порфирием Петровичем, потому в публикации нет картинок к роману "Преступление и наказание". Быть может, неожиданно любопытный образ Порфирия получился у Ильи Глазунова. Но и с ним я не вполне согласна.