Брошенные невзначай фразы взрослого человека, могут надолго остаться в памяти ребёнка, принося ему вред и пугая его. Нужно тщательно анализировать всё, что родители произносят возле ребёнка. Он, как губка, впитывает каждое слово и каждую эмоцию. Фразы, сказанные в гневе или злости, оставляют наиболее глубокий след. Что же нельзя произносить вслух при ребёнке?
Запрещённые фразы:
Запугивание.
- Не будешь что-то делать, заберёт тебя кто-то!
- Будешь плакать/разбрасывать игрушки или ещё что-то, придёт кто-то злой и сделает тебе больно!
Такие фразы порождают в душе ребёнка необоснованные страхи. В дальнейшем ребёнок и сам научится придумывать себе все новые причины для волнений (боязнь темноты, пауков, страх остаться одному в доме). О возможных опасностях ребёнку следует рассказать в спокойной обстановке, несколько раз повторив одно и то же. Но воспитывать с помощью страха категорически запрещено, иначе ребёнок вырастет слишком беспокойный и мнительный. Ему трудно будет на что-то решиться, страх и неуверенность станут его постоянными спутниками.
Неуважительное отношение к ребёнку.
- Да что ты можешь/ умеешь/ понимаешь!
- Лучше я сделаю это сама!
- Да кто ты такой, чтобы мне указывать/ вымогать!
- Откуда у тебя растут руки?
Такие фразы не делают ребёнка уверенным в себе, не придают ему сил и не побуждают к действиям. Ребёнок вырастет безынициативный, безвольный и несостоятельный. Его самооценка будет занижена, он так и не научиться принимать важные решения и самостоятельно решать вопросы.
Сравнение с другими детьми.
- Вот такой уже умеет, а ты…
- Твой друг / брат получил высокую оценку, а вот ты…
Сравнивать ребёнка можно только с самим же ребёнком в прошлом, месяц назад, год, два года. Сравнение с другими детьми унижает ребёнка, делает его замкнутым, и не мотивирует его развиваться, делать успехи, добиваться своих целей. Малыш становится апатичный и неуверенный. Ребёнок может принимать такие сравнения, как доказательство, что родители его не любят, не имеет, чем гордиться. Ему становится трудно постигать новые знания, и не может найти своего предназначения в жизни.
Шантаж, манипулирование.
- Если не сделаешь что-то, не получишь…
- Если не пойдёшь к бабушке, не позволю играть футбол.
Это манипуляция, а не воспитательный процесс. Такими методами родители могут добиться своих целей, но ребёнок учится, что ничто не достаётся даром. За всё нужно платить и расплачиваться. Чтобы что-то получить, нужно чем-то жертвовать. Чтобы избегать таких двусмысленных ситуаций, нужно установить чёткие правила. Ребёнок должен знать, что последует за определенным действием. Тогда и не придётся торговаться за съеденную котлету или написанное упражнение.
Нелюбовь.
- Если что-то не сделаешь, не буду тебя любить!
- Такого грязного / плачущего / кричащего я не потерплю!
Ребёнок должен знать, что родители любят его, невзирая ни на какие обстоятельства. Просто любят, и всё. Тогда ребёнок будет гармонично развиваться, не будет бояться проявлять свои истинные чувства, будет доверять свои родителям.
Всегда следует быть внимательным к своим детям. Простая фраза для взрослых может больно ранить детскую душу!