Французская история конца XVIII подобно калейдоскопу являет зрителю причудливые сюжеты, формируя оригинальные сочетания из событий, неординарных личностей и великих последствий, резонирующих далеко за пределами страны и даже Европы.
Одну из этих затейливых картин мы с вами сегодня и рассмотрим.
В простой семье Орлеанского герцога Луи Филиппа Толстого и Луизы Генриетты де Бурбон Конти родился мальчик. 1747 год. Назвали его Луи Филиппом Жозефом. Мать умерла когда ребенку было 12 лет. Отец наслаждался культурными мероприятиями, а позже займется обустройством своей новой личной жизни.
Мальчик, понятно, с детства тоже был герцогом. Королевская кровь, колоссальное состояние. Хорошее образование, личная смелость. Луи Филипп с детства имел всё, о чем другие могли только мечтать. Поэтому ему мечтать о каких-то бытовых вопросах не приходилось.
Его женили. На самой богатой наследнице Франции. Король был очень недоволен этому факту, так как этот брак укреплял позиции и без того влиятельных Орлеанских герцогов. Тем не менее, всё случилось.
К тому времени слава Луи Филиппа уже распространилась до самой верхушки правящего дома. Да, он скучал, поэтому склонялся ко всему интересному и запретному. А это были масонские ложи, их он возглавлял, да свободолюбивые взгляды. Странное дело - богатейший человек в стране поддерживал антимонархические настроения. К тому же он позволял себе поведение, которое только возмущало благородную публику.
Но в 1774 году не стало короля Людовика XV. А новому монарху всего 20. Он не станет мериться силами с влиятельнейшим семейством.
К тому же всё отчетливее слышится дыхание в обществе чего-то страшного и неизвестного.
Грянула революция когда Луи Филиппу Орлеанскому было уже за 40. Все его фантазии относительно свободного общества материализовались наяву. Что делают в таких случаях влиятельные обеспеченные люди по логике? Стараются сохранить комфортный для них режим, организуя сопротивление. В другом варианте стараются сохранить свою жизнь и имущество, переместившись в более спокойные страны.
Но если бы дело обстояло так, то вряд ли мы сегодня говорили бы о Луи Филиппе. Ведь он по личной инициативе сложил с себя все титулы и звания. Сменил фамилию. Избавился от части имени. Теперь он обычный гражданин Франции Филипп Эгалите, который поддерживал дух свободы, когда это ещё не было мэйнстримом. Да, фамилия не спроста такая, - означает «Равенство». Просто идеальный персонаж для нового общества, пример для подражания. Ставьте на пьедестал и гордитесь такой метаморфозой.
Конечно, можно его заподозрить в скрытой симпатии к монархии, что он тайно будет помогать королю. Но гражданин Эгалите оказался ещё и радикалом. Когда определялась судьба Людовика XVI, более 40% голосовали в Конвенте за сохранение его жизни. Филипп был среди большинства, которые решили казнить бывшего монарха.
Как известно, сын за отца не отвечает. А наоборот? Сын Филиппа отказался разделять модерновые взгляды родителя. Его уличили в потворстве монархистам, но удалось бежать и сохранить свою жизнь. А вот гражданину Эгалите такие огрехи в воспитании отпрыска не простили.
Но как он умирал!
Представьте, гордый и яркий человек, в самом расцвете своего пятого десятка выпивает пару бутылок шампанского, смело взбегает на эшафот, прямо глядя в глаза страшному палачу Сансону, предлагает тому поторапливаться.
А как же сын? Прятавшиеся заграницей Бурбоны приняли его со всем достоинством, что вполне логично. Но улыбка истории в том, что через 37 лет, уже пожилой Луи Филипп придет к власти во Франции в качестве короля.
В истории нашей страны был тоже свой «гражданин Эгалите» - Кирилл Владимирович Романов, активно приветствовавший революцию с красным бантом. Но он успел бежать из страны. А его потомки все же считают себя главами Российского императорского дома. Правда какой-либо статус этот «дом» имеет только на территории Приднестровской Молдавской Республики.
***
А про род наших отечественных Эгалите можете почитать в нашем материале здесь