Если бы над психологами витало «облако тегов», то мы бы увидели там «эмоциональный интеллект» (рядом с «токсичные отношения»).
Интернет, статусы в социальных сетях и всевозможные книги о том, как стать лучше и какие горы для этого нужно свернуть рассказали, что помимо IQ (ментального интеллекта) есть ещё три типа: PQ (физический), SQ (духовный) и EQ (эмоциональный). Последний перетянул на себя большую часть внимания.
Как так вышло?
Мы вдруг поняли, что проще договориться. Ведь эмоциональный интеллект помогает выстраивать отношения. Отношения и разговоры о высоком и не очень – это то, с чем мы сталкиваемся везде: школа, дружба, семья, работа, да хоть случайные «точки касания» с людьми на улице или в транспорте.
И что же?
А то, что логика без чувств не так эффективна. Образовательный прогресс нацелен на то, чтобы совершенствовать познавательную сферу и ни слова о личном (какая осенняя хандра, чего удумал(а), у тебя контрольная завтра). Хотя тридцать минут разговора могли бы воодушевить и как минимум снять тревогу (экзамены ещё эти). Конечно, не всех. Тут важна степень доверия. Но всё же. Эра «всеобщей глухоты» заканчивается.
Наблюдаю это и среди школьников. Завуч больше не внушает оцепенение (если нужно что-то спросить, то можно просто спросить), директор тоже человек (перед которым можно не испытывать священный трепет, но продолжать уважать и даже предложить конструктивную идею на общей встрече), а учитель перестал видится врагом народа, который только и делает что вечерами составляет коварный план как бы завалить непосильной домашней работой на каникулах. И все эти ребята могут запросто добавиться в соц.сети и лайкать те же шутки, что и вы (возможно и не все, ну вы поняли). В общем, все мы живые люди.
Откуда эта установка, что некоторые эмоции нельзя испытывать?
Мальчикам поставили табу «на слабости», а девочки должны быть «тихонями». Хотя нам знакома и зависть, и гнев. А при отсутствии проработки и игнорировании этих эмоций мы только усиливаем их. Многие справляться с застенчивостью, неуверенность, страхом или чувством вины. Эмоциональный интеллект – это умение эмоции распознавать, а потом управлять ими. В школе встречаются два классических типа:
Низко развитый EQ. Агрессивность, отсутствие авторитетов, низкая успеваемость, расфокус внимания и отсутствие интереса к учёбе.
Хорошо развитый EQ. Быстрая адаптация, отсутствие тревожных состояний, удовлетворение школьной жизнью и эмпатия к людям.
Эти признаки проявляются как все вместе, так и по отдельности. Выражение отдельных качеств затрудняет разделение на «плохих» и «хороших». Ведь условный отличник вполне может оказаться агрессивным и беспринципным (все ради золота), а безразличный к выполнению домашних заданий троечник выведет класс на соревнованиях вперед только за счет уверенности и хорошего чувства юмора. Снова выходит, что успеваемость и знания не определяющий фактор успеха в школе. Школа не только про образование, но и про социальные отношения. Поэтому, позвольте ребёнку быть здоровым человеком, пусть и с несколькими тройками в дневнике. В этом нет ничего страшного.
Кстати, предпринимательские навыки напрямую связаны с эмоциональным интеллектом, потому что это взаимодействие. Убедительным будет тот, кто на защите проекта не завалится на вопросах. Да, можно иметь безупречный план, но доверие будет на стороне того, кто не воспринимает стрессовую ситуацию в штыки. Тут важно вот что:
Современные исследователи потенциала человека и повышения эффективности лидеров и их команд утверждают, что успешный лидер на 85 % должен использовать свой эмоциональный интеллект и лишь на 15 % — интеллект знаний, потому что он управляет людьми (EQ), а люди управляют процессами (IQ). (цитата из книги «Я – лидер нового поколения»).
Кстати, в этом учебном пособии много дискуссионных тем для школьников. Не только на тему лидерства, но и про развитие личности.
Как ещё заниматься со школьниками, чтобы «раскачать» эмоциональный интеллект?
Попробуйте, например, посмотреть с другой стороны на литературу. Поместите автора или персонажа в наше время. Дайте детям порассуждать, пофантазировать, посмотреть на «вечное и монументальное» не с позиции гранита науки, а с человеческой стороны. Разбор произведений будет увлекательнее: кроме пересказа и «поиска вечного смысла», мы поговорили про возможные мотивы и эмоции героев (эмпатия, привет) и опираясь на собственные. В таких «эмоциональных» разговорах практикуем ещё креативное и критическое мышление. Как-то на уроке, мы с ребятами договорились до того, что «Пушкин – обычный мажор». От формулировки, конечно, внутри содрогались, но детям понравилось.