Привлекательность европейского газового рынка делает его полем жесткой конкурентной борьбы, на котором непримиримо сражаются не только счастливые обладатели гигантских газовых месторождений газа и не менее счастливые обладатели газопроводов, но и производители сжиженного природного газа (СПГ).
СПГ – это искусственно сжиженный (путём охлаждения до минус 160 °C) обычный природный газ. Сжижение осуществляется на специальных заводах – для удобства хранения или транспортировки. При сжижении природный газ уменьшается в объёме примерно в 600 раз, при этом тратится энергия, эквивалетная 15-25% объема сжижаемого газа. Хранится СПГ в специальных криоцистернах. Транспортировка СПГ проводится на специализированных судах — газовозах (самоходных морских криоцистернах).
В целях хозяйственного применения, СПГ проходит обратную переработку в специальных регазификационных терминалах. Регазифицированный СПГ транспортируется конечным потребителям по обычным трубопроводам.
В 2016 году мировой спрос на СПГ составил примерно 258 млн тонн, в 2017 году – 293 млн т., в 2018 году - 319 млн. тонн. Председатель Shell в России Седерик Кремерс предрекает: «Мировой спрос на сжиженный природный газ (СПГ) до 2030 г. будет расти как минимум на 4% в год».
Лидерами по поставкам СПГ в 2018 году стали: Катар (104,8 млрд м³), Австралия (91,8), Малайзия (33,0), Нигерия (27,8); США (26,3) Россия (24,9); Индонезия (20,8), Алжир (16,6), Оман (13,6).
Основными потребителями СПГ на мировом рынке являются Япония и Китай, другие страны Азиатско-Тихооеканского региона.
В число крупнейших потребителей СПГ европейские страны не входят. Однако на территории Европы расположено около тридцати крупных регазификационных терминалов, суммарная мощность которых превышала 218 млрд м³ в эквиваленте природного газа. Общий импорт СПГ в Европу в 2016 г. составил всего лишь 51 млрд м³ в эквиваленте, а в 2018 году 72 млрд куб. м. При этом наиболее крупные поставки осуществлялись в Испанию, Великобританию, Францию.
Аналитик «Газпром экспорта» Сергей Комлев отмечает: «Одной из основных угроз положению «Газпрома» в Европе станет резко возросшая конкуренция с СПГ». 72 млрд куб.м. сжиженного газа, потребленного европейским рынком в 2018 году – это только начало экспансии. В 2019 г. ожидается ввод новых мощностей по сжижению газа, нацеленных на рынок Европы в объеме порядка 50 млрд куб. м. Большая часть этих мощностей будет вводиться в США. США всерьез собрались потеснить, а если повезет, то и вытеснить трубопроводный газ на рынке Европы. Таким образом, «Газпром» находится в прицеле американских производителей СПГ.
Из чего складывается себестоимость американского СПГ? Из следующих составляющих:
1) биржевая цена на трубопроводный газ в США ($72-126 за 1 тыс. куб. м);
2) переменные расходы на сжижение (15-25% от стоимости сжижаемого газа);
3) постоянные расходы на сжижение ($81-126 за 1 тыс. куб. м);
4) транспортировка СПГ-танкерами (около $36 за 1 тыс. куб. м);
5) регазификация ($18 за 1 тыс. куб. м).
Таким образом, стоимость американского СПГ в Европе при разных внутренних ценах на газ в США и при различных допущениях об отношении к уже сделанным затратам может оказаться как существенно дороже (до $306 за 1 тыс. куб. м) российского трубного газа, так и сопоставима ($136,8 за 1 тыс. куб. м) с ним.
«Газпром» не раскрывает себестоимости экспортных поставок. По оценкам аналитиков, порог безубыточности при поставках «Газпрома» находится на уровне около $100 за 1000 куб. м. Таким образом, «Газпрому» экономически выгодно при любых условиях продавать газ на европейском рынке, даже ввязываясь в ценовую войну с поставками СПГ.
Эти же аналитики утверждают, что даже небольшое снижение цен в Европе до $115–130 за 1000 куб. м будет губительно для американских поставщиков СПГ. Они не смогут компенсировать продавцам даже транспортные расходы.
Однако на стороне американского СПГ «играют» политический и психологический факторы. Разве не выгодно американским производителям СПГ подыгрывать стремлению Европейского союза разнообразить источники поставок энергоресурсов? Разве не помогает американскому СПГ твердая политическая ориентация ряда стран Европы на США?
Власти Польши, например, приняли решение о сооружении плавучего терминала по разжижению газа в районе Гданьска. Он станет вторым объектом по приему американского СПГ в Польше. Первый построили в Свиноуйсьце. Его мощность составляет 5 млрд кубометров, а после расширения вырастет до 7,5 млрд. Он должен появиться к 2022 году, когда истекает российско-польский контракт на поставку газа. К 2022 году Польша твердо намерена отказаться от трубного газа «Газпрома». К польскому газовому хабу начинает проявлять повышенный интерес и «великое транзитное государство» Украина.
И еще один момент– главный аналитик Interfax Global Energy Services в области энергетики Питер Стюарт отмечает: «Экспорт СПГ дает возможность создать более благоприятные условия для обеспечения безопасности поставок». Как вы полагаете, эти его слова господина Стюарта имеют в виду «опасность», рискованность поставок газа через украинскую ГТС?
В заключении хочется отметить, что мы живем в очень интересное, динамичное, наполненное событиями, время. Нам точно не дадут скучать – ни «Газпром», ни производители СПГ. Шутка, разумеется. Спасибо за внимание, мой уважаемый читатель…