Найти тему
VIKENT.RU

Метод Аристотеля в интерпретации В.В. Лесевича

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Методология науки

1, Аристотель, художник Francesco Hayez  (1791–1882)
1, Аристотель, художник Francesco Hayez (1791–1882)

«… от Фалеса (средина VII века) до Эвдокса (средина IV века) положительное знание сделало столь значительные успехи, что стали уже выделяться отдельные самостоятельные науки.

Научный дух получил, таким образом, такую опору своему развитию, что в IV веке мог уже появиться первый провозвестник позитивизма - Аристотель.

Отвергнув учение Платона об идеях, Аристотель установил метод, обратный методу своего учителя. По Аристотелю, всякое изучение должно начинаться с изучения единичных вещей.

Основанием такого изучения, естественно, является чувственное восприятие. Но чувственное восприятие не даёт ещё материала, из которого слагается наука. Наука может быть только знанием общего, как учил и Платон; это общее, или общие понятия, как сказали бы в наше время, познается посредством индукции. Индукция (наведение) имеет своим основанием память, которая дозволяет сравнивать приобретенные впечатления и решать, что в них есть сходственного и различного. Она представляет собою путь от единичного к общему, к законам, которыми управляются явления. Так, астрономия основывается на наблюдении, ибо «если мы верно наблюдаем небесные явления, то можем установить законы, которыми они управляются». То же можно сказать и о других науках. Если мы ничего не опускаем из того, что даёт нам наблюдение над явлениями, то и получаем чрез то возможность доказать всё, что может быть доказано, и истолковать все, что доказательства не допускает.

2. Испанская живопись 17-го века Аристотеля как нищего философа
2. Испанская живопись 17-го века Аристотеля как нищего философа

Что же касается ошибок, в которые может впасть наблюдающий, то, по мнению Аристотеля, они происходят не вследствие обмана чувств, но от неправильного истолкования данных, сообщаемых чувствами. Поэтому он советует лучше не делать заключения, пока наблюдения не полны.

Значение наблюдения и несостоятельность предположений, сделанных на основании недостаточных наблюдений, выяснено во многих сочинениях Аристотеля с полною определённостью. Так, в трактате «О происхождении и развитии животных» он говорит: «Надо более полагаться на факты, чем на заключения; эти последние должны согласоваться с первыми»; и в другом месте того же сочинения по поводу одного априорного заключения он замечает: «Такое доказательство слишком отвлечённо и пусто, так как основания, не выводимые из присущих вещам начал, пусты и объясняют их только внешним образом; одни геометрические доказательства выводятся из геометрических начал, так и в других науках.

Пустое доказательство кажется убедительным, но оно бессильно». В сочинении «О небе» он порицает тех, которые «высказывают о фактических явлениях положения, не совпадающие с самими явлениями, придерживаясь некоторых начал, которые им кажутся истинными, между тем как об истинности начал должно судить по результатам, а в физике по тому, что оказывается действительным в чувственном восприятии». В сочинении «О происхождении и разрушении» он говорит, что основание, побуждающее некоторых людей не придавать должного значения фактам, заключается в недостатке у них опыта, поэтому те, которые привыкли к физическим исследованиям, более способны ставить далеко захватывающие начала; те же, которые в своих многочисленных доказательствах не опираются на фактически существующее, обращая внимание лишь на немногое, гораздо легче утверждают положения; но из этого видно, как различаются между собою те, которые обсуждают дело физически, от тех, которые обсуждают его на основании (предвзятых) понятий».

3. Аристотель учит Александра Македонского
3. Аристотель учит Александра Македонского

При помощи своего метода Аристотель хотел достигнуть строго научного, которое он противополагал мнению или знанию диалектическому. Аподиктическое знание, как видно из предыдущего, стремится к общему, к общим понятиям. Эти общие понятия, как и открывающую и развивающую их науку, Аристотель считал отдельно существующими от мира объективного постольку, поскольку человеческое мышление существует отдельно от объективной сущности вообще; поскольку же последняя чрез мышление только становится достоянием человека и поскольку мышление является вследствие того тождеством субъективного и объективного; постольку начало познания и начало бытия, по мнению Аристотеля, суть одно и то же. Понятие является поэтому центральным принципом всей аристотелевой логики и соединительным пунктом её с метафизикой. Оно обнимает сущность познаваемого объекта, т.е. всё неизменяемое, все то, что существует как необходимое.

Критериумом ему служит невозможность инобытия и им установляется аподиктическое знание, проникающее в первые принципы и причины существующего.

Аподиктическое, или научное, знание в теснейшем смысле есть, по учению Аристотеля, знание причины, произведшей тот или другой предмет или явление. Знание причины есть единственное знание, опирающееся на доказательство. Мы можем иметь и иные знания, но только знания, подтвержденные доказательствами, дают науку. Но что же такое следует считать доказательством? Доказательство, по Аристотелю, есть силлогизм, производящий науку, тот силлогизм, благодаря которому только и возможно знание. Такое доказательство, или такой силлогизм, может быть общим или частным. В первом, как в посылках, так и в заключении подлежащее есть родовое понятие, во втором - видовое. Сравнивая их между собою, Аристотель предпочитает общее доказательство частному, потому что общее есть в большей степени доказательство причины, чем частное. Без знания «общего» нет полного знания и потому мы принуждены восходить от положения к положению, пока не достигнем «общего». Объясняя все частности и само не нуждаясь в объяснении, оно соответствует понятию о причине, существующей независимо от какой бы то ни было другой причины, т.е. соответствует понятию о причине конечной.

4. Бюст Аристотеля
4. Бюст Аристотеля

Из этого следует, что чувственное восприятие не может произвести аподиктического знания, науки. Такое знание исключительно почерпается из «общего». Знание общего, знание причины имеет поэтому превосходство перед чувственным знанием и, следовательно, силлогизм есть истинное орудие науки и единственное истинно научное доказательство».

Лесевич В.В., Первые провозвестники позитивизма, в Сб.: Русский позитивизм: Лесевич, Юшкевич, Богданов / Сост.: С.С. Гусев, СПб, «Наука», 1995 г., с. 74-76.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

Наши правила обсуждения умных видео на YouTube

Видео: Аристотель: научные методы:

Изображения в статье

  1. Аристотель, художник Francesco Hayez (1791–1882), By Francesco Hayez - The Yorck Project (2002) 10.000 Meisterwerke der Malerei (DVD-ROM), distributed by DIRECTMEDIA Publishing GmbH. ISBN: 3936122202., Public Domain
  2. Испанская живопись 17-го века Аристотеля как нищего философа, By Jusepe de Ribera - photographed by Zambonia 2011-10-28, Public Domain
  3. Аристотель учит Александра Македонского, By Charles Laplante - Derivative websource: Engraving by Charles Laplante, a french engraver and illustrator.This engraving was first inserted as illustration in the book of Louis Figuier, Vie des savants illustres - Savants de l'antiquité (tome 1), Paris, 1866. The subtitle of the illustration is "Education d'Alexandre par Aristote", and is inserted between the pages 134-135 (Chap. Aristote). The signature "C. LAPLANTE" is at the bottom-right. Charles Laplante is dead in 1903 and Louis Figuier in 1894. The book is digitalized by Google.For a copy of the original engraving in his first french publication, see Education d'Alexandre par Aristote.This engraving is also publish by the New York Public Library in his Digital Gallery with the subtitle : "Aristotle and his pupil, Alexander"., Public Domain
  4. Бюст Аристотеля, By After Lysippos - Eric Gaba (User:Sting), July 2005., CC BY-SA 2.5