Конституционный суд России признал правильной норму о конфискации незаконно, по мнению правоохранителей, нажитого имущества и денежных средств не только у чиновников и их родственников, но и у друзей или знакомых обвиняемых в коррупции, пишут «Ведомости». Почему и что это значит?
О чем речь?
В 2016 году в России прогремело «дело полковника Захарченко». Тогда силовику предъявили обвинение в получении взяток от предпринимателей злоупотреблении должностными полномочиями и воспрепятствовании расследованию. При обыске в машине Захарченко и квартире его сестры было обнаружено более 120 млн. долларов и 2 млн евро. В июне 2019 года суд приговорил экс-полковника к 13 годам колонии и штрафу в 117 млн руб. В октябре суд смягчил приговор, назначив Захарченко срок в 12 лет и шесть месяцев.
В декабре 2017 года Никулинский суд Москвы обратил в государственную собственность свыше 8,5 млрд рублей, которые изъяли при обысках у Захарченко, его сестры , родителей любовниц. Также у экс-полковника изъяли слиток золота, 11 квартир в центре Москвы, 16 машин-мест и четыре автомобиля (два Mercedes-Benz и два Porsсhe Cayenne). В июле 2018 году эти деньги были перечислены на счет казначейства.
Захарченко, его родственники и друзья с таким решением не согласились и дошли до КС. По мнению заявителей, изъятие у друзей, матери и отца Захарченко имущества на 9 млрд рублей было незаконным, поскольку Генпрокуратура не предоставила прямых свидетельств того, что имущество было куплено на незаконные доходы бывшего силовика. Однако суд с этими доводами не согласился, и деньги остались у государства.
Что сказал суд?
По определению Конституционного суда, конфискация имущества «относится к особым правовым мерам» и направлена на противодействие коррупции и защиту «конституционно значимых ценностей». При этом собственники могут предоставить суду доказательства законности происхождения средств, на которые приобреталось имущество.
Что это значит?
Адвокаты семьи Захарченко находятся в недоумении и указывают на то, что решение суда несет в себе большие риски. Суд не ответил на вопрос о законности изъятия денег, говорят они, хотя еще в 2016 году разъяснял, что по смыслу закона о контроле за расходами взыскание может быть обращено лишь на прямо указанное там имущество. А изымать денежные средства можно, только если они получены от реализации имущества, законность приобретения которого чиновник не смог доказать.
При этом, теперь, если трактовать решение КС прямо, в доход государства может быть обращено имущество любого человека, если он не докажет законность его происхождения, считают адвокаты. Причем доказывать это следует при помощи справки из налоговой по форме 2-НДФЛ, потому что, как показала практика, другим доказательствам суды не верят.
Нормы о конфискации могут работать на интересы общества только при наличии самостоятельного и независимого суда, говорят эксперты. В противном случае любого можно назначить держателем имущества коррупционера и под этот каток может попасть каждый человек. И поводы тут могут быть самыми разными - от обычного в знакомства до совершения сделки с имуществом с подозреваемым лицом.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для канала