Найти в Дзене

Таежный патриарх

Фотография: Анна Омельченко / RussianLook.com
Фотография: Анна Омельченко / RussianLook.com

Елизавета Майкова

«Я Кедр. Я Кедр. Как меня слышите?..» Это был первый в истории разговор космоса с Землей. Позывной «Кедр» принадлежал Юрию Гагарину. Потом, уже после его гибели, кемеровские лесоводы привезли 60 молодых кедровых саженцев и высадили их в Звездном – в память о том полете. Кедры растут медленно, но за сорок лет там уже поднялась целая роща.

Если верить старинной легенде, кедр – единственное дерево, которое Бог посадил своими руками. И при этом наделил его частью своей щедрости и мощи. Считается, что сибирский кедр получил имя в честь своего библейского собрата – ливанского кедра. На самом деле, как говорят ученые, все было наоборот.

Когда-то древние римляне, придя завоевывать Палестину, увидели дерево, по виду напоминающее их родной альпийский кедр. И назвали его сedrus – кедроподобный. А потом это слово перекочевало в другие языки. Христиане, знавшие Библию, но не видевшие «настоящего» кедра, стали называть этим именем самые разные породы. Те, что в их стране больше всего ценились и попадали под описание библейского дерева – душистое, смолистое, с красивой древесиной. Где-то это кипарис, где-то – можжевельник, где-то – туя. А в России это оказался сибирский кедр – родной брат альпийского. Того самого, с которого и началась вся эта путаница с именами. Они так похожи, что некоторые ученые их даже относят к одному виду.

В общем, получается, что русские переселенцы, сами того не ведая, дали нашему кедру его настоящее, историческое название. 

Эту историю рассказал мне Сергей Горошкевич – биолог, доктор наук и, пожалуй, крупнейший в мире специалист по сибирскому кедру. По собственному его признанию, на вершине этого дерева он провел, как минимум, полгода своей жизни.

– Там у меня было рабочее место – на высоте двадцати метров. Занимался изучением строения кроны. Диссертацию писал. А как еще, по-вашему, крону можно исследовать? Стоя на земле?

Кедровый питомник Томского научного центра – единственное место на планете, где кедры изучают, разводят, выращивают, коллекционируют и даже создают из них новые сорта и гибриды. На десяти гектарах рукотворного леса собраны тысячи деревьев со всех концов Сибири и всех уголков земли – из штата Мичиган и швейцарских Альп, с Курильских островов и с Полярного круга. Это лучшая генетическая коллекция кедра в мире. Вот только ливанского, библейского дерева здесь нет: как ни старался Горошкевич – не приживаются в суровом сибирском климате нежные южные виды.

– Вот здесь у нас огород, – директор питомника любит показывать гостям свои владения. – У нормальных людей на грядках морковка растет, а у нас – видите? Кедрики. Ну-ка, попробуйте угадать, сколько им лет?

Крошечные зеленые метелки едва видны над землей, будто только вчера вылезли на свет.

– Может быть, год? – неуверенно говорю я.

– Ну что вы! Им уже семь лет.

Кедр действительно растет очень медленно. Зато и живет куда дольше других деревьев. Триста, четыреста лет для него не срок, а в суровых условиях, в горах и на севере – все девятьсот.

Считается, что кедры могут достигать тридцати метров в высоту и полутора в диаметре. Но есть данные и о 44-метровых гигантах с обхватом ствола в шесть-семь метров – говорят, такие деревья можно еще встретить в северо-восточных горах Алтая, в черневой тайге.

Северный кедр хоть и занимает огромные площади (36 миллионов гектаров), но больше нигде, кроме Сибири, не встречается. На Дальнем Востоке, где для кедра слишком мягкий климат, поселился его ближайший родственник – корейская сосна, с ее огромными, как ананас, шишками и орехами, которые так просто не разгрызть – их нужно разбивать молотком. Еще один родич, кедровый стланик, занял суровые районы Крайнего Севера, Прибайкалья и Забайкалья.

В общем, можно сказать, нам несказанно повезло. Природа распорядилась так, что 90% всех «ореховых» кедров планеты растут в России. Даже в Канаде – уж казалось бы, тайга такая же, как у нас, – кедра нет. Видимо, поэтому там и соболя не водятся.

Вы спросите – какая тут связь? Самая прямая. В природе все взаимозависимо. Соболь и кедр – два вида, которые друг без друга не живут. Точнее, кедр без соболя обойдется запросто, а вот наоборот – никак не получится.

Секрет в веществе, которое называется токоферол. Это витамин, который обеспечивает возможность продолжения рода. В кедровом орехе токоферола в разы больше, чем в любом другом известном продукте. Чтобы соболь почувствовал себя «настоящим самцом», ему нужно съедать в день не меньше 130 граммов орешков. Иначе зверь просто не сможет размножаться. Получается, что не будь в России кедра, не было бы у нас и драгоценного собольего меха.

Продолжение статьи читайте в журнале "Неизвестная Сибирь" №15 "Сибирь. Признаки жизни"

"Неизвестная Сибирь" - журнал о настоящем.

https://hiddensiberia.ru/kupit/issue-15/

На сайте доступна электронная версия журнала в удобном для Вас формате!

На страницах журнала Вас ждут захватывающие путешествия, удивительные места и уникальные люди!

Мы будем рады сотрудничеству и содействию в развитии проекта.