Берлинская стена - один из символов холодной войны, разделившая Западный и Восточный Берлин в августе 1961. Много ли правды сегодня мы знаем о ней?
На наш взгляд, в ее истории больше западной пропаганды, нежели реальных фактов.
Аналогичной точки зрения придерживается и известный российский дипломат, политолог и историк Николай Платошкин. Об этом он рассказал на своем канале в YouTube.
"Как стена появилась в Берлине? И как в Берлине, который взяла Красная армия, - начал свой рассказ он, - появились английские, французские и американские войска?"
"Когда Германия была разгромлена, центральное правительство третьего рейха было ликвидировано, - напомнил он. - Возникло 4 зоны оккупации: советская, французская, американская и английская. В каждой из них верховную власть осуществлял командующий оккупационными войсками. У нас, к примеру, это был Жуков, у американцев - Эйзенхауэр и т.д.".
"Берлин, - продолжил историк, - был провозглашен единым неделимым центром советской зоны оккупации, но [на его территории] решили также сделать [нечто вроде] временного общесоюзного правительства Германии. - Назвали его Союзный Контрольный совет. Он издавал указы, законы, которые были обязательны для всех зон оккупации. В него входили по должности четыре главкома оккупационных войск".
Что интересно: для охраны союзных представителей этого Контрольного совета, по словам Платошкина, в Берлин в июле 1945 года были введены контингенты Англии, Франции и США.
"В 1948 году, - добавил историк, - когда наши "союзники" начали против нас холодную войну, они, не согласовав с нами, ввели в своих зонах оккупации особую валюту".
"Хотя мы, - уточнил дипломат, - предлагали ввести единую валюту для всей Германии".
"Так начался раскол страны, - констатировал Платошкин. - После чего Союзный Контрольный совет, что вполне себе естественно, прекратил свое существование. Но войска союзников на территории Берлина остались. СССР поставил вполне резонный вопрос: "Почему?"
Я читал западные секретные документы, из которых явственно следует, что на тот момент они не знали, что нам ответить. Потому что никакого правового основания для пребывания этих войск в Берлине после ликвидации общесоюзного органа управления Германией не было".
Однако ж они там все же остались...
"Итак, представьте себе следующую ситуацию, - продолжил Платошкин, - западные державы в мае 1949 года провозглашают ФРГ, хотя Сталин просил их этого не делать и всячески оттягивал провозглашение в своей зоне другого государства, надеясь все-таки на объединение. Но этого не произошло. И 7 октября 1949 года в нашей зоне оккупации была образована ГДР.
Столицей ФРГ стал Бонн, столицей ГДР стала та часть Берлина, которая не была оккупирована западными союзниками".
"Таким образом, возникло два германских государства, - подчеркнул Платошкин, - одно социалистическое, другое капиталистическое. - Одно вошло в НАТО, другое с 1956 года вошло в Варшавский договор.
Между двумя государствами [был установлен] обычный пограничный режим: паспорта, визы - все как положено. В Берлине же ничего подобного не было. Город, половину которого контролировали мы, половину - западные союзники, стоял - "целый", т.е. между двумя его частями свободно ходило метро, городская железная дорога, не было никаких пунктов пропуска. Т.е., например, вы переходите на соседнюю улицу и попадаете из ГДР в Западный Берлин".
"Причем, - заметил историк, - Западный Берлин никогда не считался юридической частью ФРГ. - Это было некое образование, где ходила западная германская марка, такая же как в ФРГ, но формально он был ничей".
Почему возвели Берлинскую стену?
"В ГДР, - пояснил Платошкин, - [существовал] социалистический строй: все было дешево. Образование бесплатное, здравоохранение бесплатное. В ФРГ - все платное".
"А Западный Берлин, - напомнил историк, - дефакто был вроде как ФРГ. В результате - [среднестатистический] житель Западного Берлина или немец из ФРГ, который прилетал в столицу ГДР, сметал в [тамошних] магазинах все. Дело доходило до того, что одни дамы сосисками себя под платьем оборачивали, потому что сосиски в ГДР стоили раза в четыре дешевле, чем в ФРГ.
Ко всему прочему жители ГДР не могли прорваться в театры, которые были в их столице. Потому что все билеты скопом скупали западные берлинцы".
"Что касается образования, - пояснил Платошкин, - то представим себе, к примеру, гдровского врача: образование он получал бесплатное, но после этого он шел в государственную поликлинику, где сидел на окладе, как в Советском Союзе.
К такому врачу часто заявлялись вербовщики из Западного Берлина с предложением: "Чего тебе здесь сидеть? У нас врачи все частные в отличие от ГДР. Будешь зарабатывать вообще сколько захочешь. Ну а дальше, как говорится, дело техники.
Таким образом ФРГ экономило на образовании. Чего готовить врачей, инженеров, если их можно без особого труда завербовать в ГДР".
Сложившуюся ситуацию надо было как-то урегулировать. Причем не потому, что кто-то там кого-то боялся, а потому, что получалось что вся ГДР работала на ФРГ.
"Конечно, можно было ввести платное образование, - заметил дипломат, - можно было поднять цены, но зачем социализм тогда? Ведь что такое социализм? Это низкие цены, это отсутствие безработицы, это бесплатное здравоохранение и образование".
"И вот в 1961 году, - сказал он, - по согласованию с нами правительство ФРГ решает внимание ввести в Берлине такой же абсолютно пограничный режим, какой уже существовал между ГДР и ФРГ.
Хочешь проехать?
Предъяви паспорт, визу и прочее. Т.е. так, как это было на всей остальной границе. Но сразу возник вопрос [технического характера]: как вы проведете границу в центре многомиллионного города? Что вы там контрольно следовую полосу что ли сделаете?
Решили построить стену. Просто потому, что другой технологии, как разделить единый город, не существовало".
"Кстати, - отметил дипломат, - сейчас американцы строят стену на границе с Мексикой, Израиль построил мощную стену на границе с Палестиной. И все нормально. Никто не говорит, что это против демократии и т.д. и т.п.
В общем 13 августа 1961 года гдровцы за один день возвели эту стену".
"НАТО, - уточнил историк, - попыталось было вмешаться, но увидев, что за спинами гдровских пограничников маячут советские войска, сунуться не рискнуло. После этого Берлинская стена спокойно просуществовала до 1989 года".
Как пала Берлинская стена?
"Она, конечно, вообще не пала, - сказал Платошкин. - Просто в 1989 году Горбачев можно сказать заставлял гдровцев делать перестройку. Они не хотели. Доходило до комизма: когда одного из лидеров тогдашней ГДР спросили: "А вот в СССР перестройка идет, а чего вы то никакой перестройки не делаете?"
На что он сказал: "Если ваш сосед обои у себя переклеивает, вы чего тоже что ли должны это делать?" Горбачева это дико обозлило. И он собственно стал главным противником руководства ГДР во главе с Хонеккером.
Когда Хонеккера под влиянием Москвы сместили в октябре 1989 года, руководство [ГДР] было в полной растерянности: что делать дальше?
И поползли слухи о том, что пограничное движение в Берлине будет как-то либерализировано".
"На самом деле, - уточнил Платошкин, - правительство ГДР подготовило новый закон о свободе въезда-выезда, причем, подчеркиваю, безо всякого давления со стороны Запада. - Они хотели ввести его в действие, начиная с декабря 1989 года. Но 9 ноября 1989 года состоялась пресс-конференция руководителей Берлинской партийной организации, правящей в ГДР социалистической партии Германии Гюнтера Шабовски, которого просто спросили: "Вы действительно планируете либерализовать въезд-выезд в Берлине?" Он ответил: "Да".
"А с какого времени?, - последовал встречный вопрос. Тот сказал: "Ну не знаю. Может прямо сейчас".
"Почему он так сказал, - пояснил историк, - до сих пор никто не может понять. И Москва, и руководство ГДР само ошалело. А люди, которые смотрели эту пресс-конференцию, просто поперлись к этой стене. Там стояли пограничники ГДР, совершенно ничего тоже не понимавшие: что делать? Проверять документы? Вообще не проверять?
Ну и когда люди просто начали проходить через контрольно-пропускные пункты, то сначала у них штемпелевали удостоверения личности, потом, когда напор стал большим, бросили это дело и вот так, собственно говоря, и пала Берлинская стена".
"В дальнейшем, - констатировал дипломат, - вплоть до воссоединения двух Германий стена существовала. Там действовали контрольно-пропускные пункты. Ну как действовали? Документы просто смотрели и пропускали".
"Ломать стену физически, - напомнил Платошкин, - стали только в июле 1990 года. - Вскоре после того, как две Германии, ГДР и ФРГ, заключили договор о валютном союзе, т.е. когда западная марка была введена на всей территории ГДР".
Вот такая история.
При написании данной статьи были использованы материалы видео, представленного ниже:
Читайте еще:
1. Н.Платошкин: В чем главное отличие советского времени от современной действительности?
2. М.Делягин об "истинном" лице НЭПа и коллективизации
3. В.Катасонов о вступлении России в ВТО: Нас просто разоружили
Хотите узнать больше? Подписывайтесь на канал Vesmir-inform, чтобы не пропустить наши новые публикации, если они вам нравятся, то, пожалуйста, не забывайте оставлять нам свои "лайки", ;).