Найти тему
МК в Чите

Их может быть не две, а три: Карта новых троллейбусных линий Читы

«Я сам рос на КСК, - делится воспоминаниями директор читинского МКУ «Городские дороги» Александр Вишневский. – Тогда туда ходил только рейсовый автобус №17, у которого с 10:00 до 11:00 был перерыв. Попал в этот час - простоишь на остановке. Последний рейс – около 24:00. Если же по молодости задерживались в городе до ночи, то выручала «дежурка». На ней развозили водителей из городского автобусного парка, который находился на месте ТРЦ «Макси». Вот так до дома и добирались».ото: МК в Чите

Руководитель организации-заказчика конкурсной документации на карте показал читателям «МК в Чите», по каким улицам троллейбусы поедут в поселок Текстильщиков, объяснил, почему нецелесообразно пускать их по путепроводу каштакской развязки и рассказал, какая линия может стать бонусом к этим двум.

«ДЕПО – Каштак» и царь-лужа в Царском

«На протяжении последних 6 лет попытки проектирования троллейбусной линии в микрорайон Каштак предпринимались неоднократно. Некоторые из уже имевшихся материалов мы предполагали использовать в новом проекте, - пояснил Александр Вишневский. - Вариантов было два: продлить до Каштака маршрут №6 или маршрут №1. Троллейбусное управление остановило выбор на «единице», что потребует дополнительно поставить на эту линию еще 20 троллейбусов».

Он уточнил, что в отправной «точке А» – ДЕПО – увеличат мощность тяговой подстанции для обеспечения электричеством почти трехкилометрового отрезка пути. Конечная «точка Б» будет располагаться в районе пересечения Карповского тракта с ул. Просторной - напротив ТЦ «Гуран», где уже построена разворотная площадка для троллейбусов и маршрутных автобусов.

«Сначала рассматривалось устройство там диспетчерского пункта, но от него отказались из-за близости основного ДЕПО», - отметил собеседник портала.

Карповский тракт
Карповский тракт

Еще одно принципиальное решение – троллейбусы будут ходить под путепроводом двухуровневой транспортной развязки. Конечно, пустить их «по верху» проще, но тогда пришлось бы лишить читинцев остановки возле жилого и торгового комплексов на кольце».

Новая линия предполагает сохранение ныне существующих остановок вдоль ул. Красной Звезды и Карповского тракта. Причем, некоторые из них оставят только для маршруток.

Всего, по словам Вишневского, на текущий момент рассматривается открытие 12 троллейбусных остановок в обоих направлениях. Если ехать из Северного в Каштак: в микрорайоне Царском, возле ТЦ «Арена», уже упомянутая в районе кольца, две в Каштаке и конечная. При этом с разворотной площадки в сторону микрорайона Каштак собираются сделать пешеходный переход со светофорным регулированием.  

«Также в проекте заложены мероприятия по отводу дождевой воды на пересечении улиц Красной Звезды и Ковыльной. Не секрет, что там регулярно образуется большая лужа, а при ее глубине более 15 см эксплуатация троллейбусов запрещена», - сказал руководитель учреждения.

Параллельно со строительством каштакской линии на конечной остановке «единицы», возле Дорожной клинической больницы, капитально отремонтируют диспетчерский пункт, а рядом, на месте пустыря, сделают площадку для стоянки троллейбусов.

В случае положительного заключения экспертизы, к реализации проекта городские власти приступят в 2020 году. По оценке заказчика, строительство линии много времени не займет. «Затормозить» процесс может лишь изготовление и поставка электрооборудования для модернизации тяговой подстанции №7, расположенной на территории троллейбусного ДЕПО. Сам процесс замены оборудования тоже далеко не прост – его будут осуществлять без отключения электроснабжения самого ДЕПО и питаемых от него участков контактных сетей.

Конечная остановка возле Дорожной клинической больницы по ул. Ленина
Конечная остановка возле Дорожной клинической больницы по ул. Ленина

Три варианта дороги и кольцо на КСК

«Маршрут «Сосновый бор – КСК» нам достался в нулевой стадии разработки, - открыл исполосованную разноцветными линиями карту города Александр Вишневский. – Как альтернатива рассматривается линия «ДЕПО – КСК», но основным сейчас считают продление существующего маршрута №3».

Так как конкурс на создание проектно-сметной документации только объявлен, участки новой линии имеют несколько вариантов исполнения. Единственный, от которого отказались – через так называемую «пьяную дорогу».

«Запуск троллейбуса через ул. Ковыльную с выходом на ул. Олимпийскую посчитали нецелесообразным, так как этот участок при большой протяженности мало заселен. Хотя, наверное, это был бы исключительный случай – когда транспортная инфраструктура опередила бы всю остальную – жилую, торгово-обслуживающую, прокладку инженерных коммуникаций…», - с сожалением констатировал собеседник портала.

схема троллейбусного маршрута в поселок Текстильщиков предоставлена "МК в Чите" Александром Вишневским
схема троллейбусного маршрута в поселок Текстильщиков предоставлена "МК в Чите" Александром Вишневским

При взгляде на карту вспоминается былинный камень. Тот, на котором написано, что будет, если «направо (налево, прямо) пойдешь…». Визуально его можно поставить на пересечении проспекта Белика с ул. Комсомольской.

«Заданием предусматривается три варианта проведения линии, - пояснил Вишневский. - Вариант №1 (на карте обозначен зеленым цветом) совпадает с маршрутом, по которому сейчас ездят все перевозчики и пролегает по улицам: Крымской – Байкальской – Суворова – Авиационной – Рахова. Из «минусов»: «зигзаги» по промзоне и троекратное пересечение железнодорожных путей.

Вариант №2 (оранжевая линия) уходит по проспекту Белика до пересечения с ул. Крымской. А вот дальше его продолжение возможно лишь в случае передачи в муниципальную собственность части аэродрома «Черемушки». Этот путь самый короткий и прямой из всех. Однако на «пунктирном» участке от Белика до ул. Рахова не предполагает ни одной остановки, а, следовательно, будет иметь «нулевую» окупаемость. Есть еще и существенный риск – в случае поломки троллейбуса, там образуется огромная «пробка».

Вариант №3 (синяя ветка) – это продление маршрута «тройки» от ТРЗ по путепроводу, далее по проспекту Советов – ул. Карла Маркса – ул. Кирпично-Заводской – ул. Проектной. Тут придется реконструировать мост через Читинку по ул. Комсомольской и путепровод на проспекте Советов, а на ул. Проектной построить путепровод через ж/д пути. Но последние два объекта будут реализованы по отдельной федеральной программе, потому что их невозможно включить в программу «Чистый воздух», по которой мы надеемся получить финансирование на строительство троллейбусных линий. Несмотря на то, что данный маршрут самый длинный и потребует масштабных подготовительных работ, он наиболее рентабельный».

Чуть меньший выбор предстоит сделать после ул. Рахова – пустить троллейбусы по ул. Ивановской или по параллельно идущим ей улицам, поскольку они пролегают за пределами водоохранной зоны Кенона.

«Окончательный маршрут утвердят после проектной экспертизы в 2021 году, - уточнил заказчик. - Но какой бы путь не выбрали, пересечение ул. Ивановской с проспектами Фадеева и Маршала Жукова придется переоборудовать в транспортное кольцо».

Пересечение ул. Ивановской с проспектами Фадеева и Маршала Жукова. Фото: obozrenie-chita.ru
Пересечение ул. Ивановской с проспектами Фадеева и Маршала Жукова. Фото: obozrenie-chita.ru

От кольца движение троллейбусов рассматривается как по сквозной схеме, так и по кольцевой. Для обеспечения движения троллейбусов с заданным пятиминутным интервалом планируется построить ДЕПО №2. Комплекс сооружений на 50 машин собираются возвести на пустыре в районе краевой психиатрической и инфекционной больниц. Из ДЕПО №2 до Ивановского кольца будут добираться через улицы Труда, Космонавтов и проспект Фадеева.

«В итоге протяженность новой ветки составит около 15,5 км, - подсчитывает руководитель учреждения. - Из них реконструкции подвергнутся примерно 10 км улиц. Наименее сложная часть подготовки маршрута, которая будет осуществляться прежде всего – капремонт проспекта Белика и ул. Бабушкина. По последней «тройку» хотят направить от пересечения с ул. Баргузинской до Центрального рынка, поэтому в первую очередь придется расширить участок от ул. Горького до ул. Журавлева. Однако для этого потребуется выноска и переустройство многочисленных коммуникаций и сетей жизнеобеспечения, которые проходят под дорожным полотном».

Вторым этапом строительства Вишневский назвал подготовку одного из трех обозначенных выше вариантов движения. Затем займутся строительством кольца и ДЕПО №2.

Тот самый бонус

Александр Вишневский. Фото из личного архива
Александр Вишневский. Фото из личного архива

«В случае реализации третьего варианта маршрута на КСК есть возможность сделать ветку от памятника железнодорожникам на ул. Карла Маркса до ЗабИЖТа, - предположил собеседник портала. - Здесь разговор может идти о маршрутах «ДЕПО – КСК» и «Сосновый Бор – ЗабИЖТ» или наоборот».

Он считает, что грамотный подход даст возможность качественно преобразовать транспортную систему Читы в целом, хотя при этом не надо забывать и о вкладе в достижение главной цели нацпрограммы «Чистый воздух» - снижении содержания вредных веществ в воздухе и улучшения экологической обстановки в городе.

На скептицизм, с которым некоторые земляки относятся к строительству троллейбусных линий, Александр Вишневский отвечает так: «Несмотря на то, что новый троллейбусный маршрут до поселка Текстильщиков из-за его масштабности удастся запустить не раньше, чем через 4 года, я уверен – проделанная нашими специалистами работа не ляжет в долгий ящик, потому что иной возможности, кроме как реализуемая сейчас программа «Чистый воздух» Чите может не представиться».