Когда-то Данила Васкевич был успешным топ-менеджером, жил и работал в Москве, руководил федеральной сетью магазинов цифровой техники. Но однажды решил поменять жизнь: вместе с семьей покинул столицу, построил дом в поле, занялся земледелием, основал школу, в которой педагоги уделяют внимание развитию индивидуальности и творческих способностей детей и учат минимизировать общение с электронными гаджетами.
Дом стоит в поле, на крыльце играют несколько кошек. Забора нет, просто трава и деревья вокруг, неподалеку маленький прудик. Данила открывает дверь и машет мне: «Привет! Проходи, будем пить чай». Пока я достаю блокнот и включаю диктофон, Данила ставит чайник, через веранду выходит босиком на улицу и срывает с куста под окном свежую мяту для чая.
Я разглядываю его и удивляюсь, как он изменился: похудел, отрастил длинные волосы, бороду. Когда мы виделись последний раз, лет семь назад, он был типичным московским топ-менеджером: деловой костюм, безупречно выглаженная рубашка, дорогой парфюм. И вместе с тем — полноватое лицо, выделяющийся живот, резкие суетливые движения из-за вечных дедлайнов и напряженного рабочего режима.
Данила садится напротив, наливает чай и рассказывает:
«Человек начинает себя менять, когда происходят какие-то серьезные ситуации. У меня много лет было повышенное давление, до 160–180 доходило, а мой образ жизни только усугублял эту проблему. Когда я жил и работал в Москве, то каждый день пил алкоголь и курил кальян. Чтобы нормализовать давление, я какое-то время сидел на таблетках. Однако довольно быстро распрощался с лекарствами и решил кардинально поменять образ жизни.
Раньше я весил почти 100 кг, даже подтянуться ни разу не мог, а каждые 10 кг лишнего веса – это плюс 10 пунктов давления. Я вегетарианец почти уже 15 лет. Исключил из рациона соль, стал меньше употреблять полуфабрикатов, а больше разного свежего. Летом мы стараемся больше сыроедческих блюд делать. Необязательно сразу становиться веганом или сыроедом, можно просто изменить свой рацион в сторону более здорового и натурального.
От своего соседа я узнал про пользу голодания. Начинал с однодневных голоданий, а однажды был 21 день на воде и похудел до 72 кг, давление стало 120 на 70. Сейчас однодневные голодания практикую раз в неделю. Это важно не только для веса. Клетки в этот момент очищаются, потому что выключаются из традиционного процесса добычи энергии из пищи».
Мы собираемся прогуляться по местности. Данила дает указания своему шестилетнему сыну, который остается в доме один, а мы выходим на улицу.
«Поселение «Великое» существует с 2005 года, постоянно тут живет четыре семьи, примерно столько же периодически приезжают. У нас тут люди с высшим образованием, предприниматели, IT-специалисты, режиссеры, ученые, военные. На сайте поселения есть информация об этом месте, и раньше сюда часто приезжали смотреть участки для покупки. Сейчас редко интересуются, думаю, потому что денег меньше становится у людей, а земля не дешевеет.
Для меня природа и горы – номер один. Я объездил все города, которыми многие так восхищаются. Мне на природе всегда нравилось больше. Когда ты выключаешься из бессмысленной гонки, которая есть в городе, ты понимаешь, что здорово было бы пожить подольше. А в городе ты об этом просто не думаешь. У тебя искусственные цели и ты постоянно куда-то бежишь».
Дома расположены довольно далеко друг от друга. Много простора, вокруг непривычная для городского жителя тишина. Данила показывает место, где собрал иван-чай, который мы пили, рассказывает, как его правильно сушить. Над полевыми цветами летают пчелы, и Данила вспоминает, как в детстве вместе с отцом и дедом трудился на пасеке и очень гордился этим. А еще рассказывает про поход, в который в прошлом году ходил с детьми. Вместе собрались 26 человек – отцы и дети с палатками и провизией ушли на несколько дней в лес. Данилу давно волновали вопросы передачи опыта от старшего поколения младшему.
«Идея создать школу была у меня давно, когда еще топ-менеджером работал. Думал, вот заработаю денег, выйду в пассивный доход и сделаю школу. Но в итоге вышло немного иначе. Разбогатеть так и не получилось, но я все равно создал школу «Дарование», где теперь являюсь соучредителем и директором.
Начинал с того, что прочитал в книгах Мегре, какой должна быть правильная школа и съездил в школу Михаила Щетинина в Краснодарском крае, смотрел, как там все устроено. Потом я изучил разные отзывы и понял, что результаты неоднозначны. Насколько его воспитанники могут реализовать себя в жизни в этом мире? Мы должны готовить детей к той реальности, которая будет, когда ребенок станет взрослым.
Здесь у меня сосед есть Николай, и когда его сыну было 4 года, мы начали шевелиться со школой. Мы такие романтики были: думали, школу прямо в родовом поселении сделаем. Но для этого надо было сельхозземлю перевести в другой статус – для образовательных учреждений, а сегодня в стране нет такого понятия как небольшая компактная школа для поселка. Старые школы закрывают, а новые не делают, так как это нерентабельно. Вся молодежь из поселков уезжает, не останется людей, которые могут свободно жить и сами себя прокормить, независимо от города. Я понимаю, такие люди им не нужны, а нужны такие, чтоб бухали, смотрели телевизор, покупали товары и голосовали правильно.
В итоге мы открыли школу «Дарование» в Сергиевом Посаде. Для меня всегда было важным моментом – заниматься делом, которое несет социальную пользу. Когда ты находишься в экономике потребления, чем бы ты деньги ни зарабатывал, ты чаще всего способствуешь не тому, чему хотел бы. А теперь я могу сделать настоящее этих детей интереснее, лучше. Я могу на их будущее повлиять, раскрыть их потенциал, таланты. Я точно знаю, что в обычной школе этим заниматься не будут, а у нас будут.
В школе мы не поощряем активное пользование электронными гаджетами. Телефон у детей для того, чтобы звонить родителям. Ребята что-то погуглят, бывает, для занятий, домашнее задание онлайн выполняют, в электронном журнале оценки смотрят, но в соцсетях не зависают.
Домашнее задание ребята делают в школе, чтобы дома не грузить родителей и проводить время с семьей.
В школе маленькие классы до пятнадцати человек. В этом году будет примерно 150-160 детей. Мы тщательно отбирали учителей, у нас работают яркие и интересные педагоги. В госсистеме образования учителя больше завалены бумагами, а детьми особо не интересуются, им важнее выполнить все показатели, от которых зависит зарплата. В обычной школе дети – это какой-то статистический материал. Главный момент в концепции нашей школы, самое важное здесь – ребенок и уважение к нему, к его индивидуальности. У нас в школе поощряется высказывать свое мнение. Еще бывает проблема частных школ – слишком мажористые дети, у нас, к счастью, таких нет.
Мы стараемся понять, в чем конкретно одаренность каждого ребенка. Для этого у нас есть множество разных кружков, курсов, активностей, которые работают во второй половине дня. Есть отдельные проекты в школе, например, «Школьная гостиная». Это сочетание театра и литературы. В таких междисциплинарных событиях дети отлично раскрываются. У нас есть такие предметы как психология и эмоциональный интеллект, помогающие выявить способности ребенка и научить его общаться.
Администрация школы поощряет любую инициативу учителей, педагогов и любого персонала школы. У нас уборщица сейчас на летней программе разучивает танец с тремя детьми, так как у нее есть опыт в театральном деле. У меня всегда такой подход – делайте что хотите, если это всем нравится, если это на пользу. Со мной рядом люди активные, интересные, они уже создают среду, бывает, между собой спорят, но для этого есть я, чтобы объединить всех, напомнить об общих ценностях и идеях. Так что еще одна особенность школы – это ее атмосфера, доброжелательная, творческая, деятельная».
На участке у Данилы есть пруд, небольшой пляж, маленькая самодельная баня, сарай, поленница, солнечные батареи, теплица с огурцами и помидорами. Данила срывает огурец, ополаскивает тут же в бочке с водой и угощает меня. Пока я жую свежий, хрустящий овощ, мой собеседник продолжает:
«В тех, кому сейчас 35-40 лет, с детства вложен такой индивидуализм: ты должен прийти к каким-то результатам, ты должен быть лучше всех и тебя за это похвалят. Ты ставишь цель, бежишь к ней, потом новая цель и так бесконечно. Это искусственная результатоориентированность. Последние лет 5 я от этого начал отходить. Не стремлюсь уже ставить какие-то большие цели. Я больше прислушиваюсь теперь, куда мне показывают путь. Мы живем в сфере влияния Высших сил. Так или иначе, они тебе показывают направление именно твоего пути.
Я это сравниваю с океаном. Есть океан, есть волна, и ты на доске пытаешься оседлать эту волну. Ты можешь неправильно встать на доску или попасть между волнами, и следующая волна тебя пришлепнет. Ты будешь думать: как же так, я же все делал правильно. Нет, неправильно. Ты не подружился со стихией. Ты должен вписаться, должен, прежде всего, почувствовать, понять стихию. И тогда ты встанешь на доску, будешь серфить, и все получится – будет гармония.
Интуиция – это то, что пришло ко мне после отрыва от города. Когда человек начинает самосовершенствование, первым делом он разбирается со своими страхами. Когда ты занимаешься тем, что тебе предначертано, ты понимаешь, что все правильно. До тех пор пока ты чего-то боишься, ты находишься в больших ограничениях. Если у тебя в деле будут затыки, тебе пришлют ресурсы, а в нужный момент, чтобы ты извлек какие-то уроки, тебе могут затянуть получение результатов. Например, лицензию на школу я целый год не мог получить. Но благодаря этому у меня много вещей было проработано в себе. Раньше я бы кого-то обвинял, злился, а теперь на такие вещи смотрю как на уроки. Ничего не происходит просто так.
Я стараюсь говорить новым вызовам «да», но сам себе какие-то планки ставлю все меньше. Когда становишься предпринимателем, понимаешь, что нужно идти туда, куда течет энергия. Я сейчас точно знаю, что школа – это воля Вселенной. Поэтому я здесь нахожусь и сконцентрировано занимаюсь ей пять дней в неделю.
Современное общество толкает людей в сторону отказа от собственной реализации.Мы в школе, как раз делаем наоборот. В будущем наши ученики будут выдающимися людьми, которым дали вырасти в атмосфере, в которой можно себя максимально реализовать. Мне нравится то, что я через учеников могу повлиять на улучшение будущего мира. Это вложение, которое окупится для общества».