В предыдущей серии: Джеймс Кэмерон делает из спичек и желудей свой первый шедевр. Корман и оторванные руки. Первый блин комом и второй блин из спичек и желудей.
Сегодня в материале: Чужие против Бездны. Первые опыты Кэмерона с CGI. 4 минуты спецэффектов, которые перевернули киномир. Единственная комедия, зато со Шварценеггером.
Ещё о Кэмероне и его фильмах:
На пути к Судному дню
Следующие два фильма Кэмерон снимал уже будучи достаточно известным по Терминатору - продюсер Дэвид Гилер увидел черновик сценария Терминатора, который был ещё в разработке. В ходе переговоров Кэмерон был приглашен в качестве сценариста фильма «Спартак в космосе», однако проект Джеймсу не понравился, и он поинтересовался – нет ли чего-то ещё интересного в производстве. Интересным проектом оказался сиквел «Чужого».
На тот момент Кэмерон уже имел в загашниках сценарий про борьбу космических пехотинцев со злом. Его, с правками, которые Кэмерон делал, «дожидаясь» Шварценеггера со съемок «Конана-разрушителя», и приняли в производство.
«Чужие» стали развитием темы с макетами, которые применял Кэмерон в Терминаторе. Были созданы две аниматронных куклы матки Чужих, большей из которых изнутри управляли два оператора, а меньшая приводилась в движение 56 тросами. Именно малую куклу мы видим в сцене борьбы матки с автопогрузчиком, управляемом Рипли.
Кроме того, практически из подручных материалов (а точнее хлама, оставшегося от реконструкции аэропорта Хитроу), были воспроизведены футуристическая колония и не менее футуристический броневик космических пехотинцев.
В целом Кэмерону удалось сделать такой сиквел, что не только не стал хуже оригинала, но в чем-то даже и превзошел его.
Следующий же фильм Кэмерона – во многом предтеча второго Терминатора. "Бездну" снимали как с использованием макетов (вроде подводных лодок), так и с применением инновационного CGI.
С учетом инновационности, сцены с CGI вписывали в сценарий так, чтобы их можно было безболезненно удалить, если они получались неудачными. Так, например, в сцене с водяным щупальцем актеры взаимодействовали с обрезком обычного шланга.
Но пробный камень – он и есть пробный камень. Фильм был прохладно принят зрителями и не отбил свой бюджет в 70 миллионов долларов.
Тем не менее критики высоко оценили как техническую сторону съемок, так и общую канву сюжета. Плюсом к тому режиссерская версия фильма расставила все по своим местам - все стало понятно, но не менее интересно
Но раскрутившийся маховик таланта Кэмерона было уже не остановить, и в 1991 году на экраны вышел революционный…
Судный день.
Как и многие творцы кинофантастики 80 (вроде Джорджа Лукаса), Кэмерон был ограничен техническими возможностями того времени. Но что точно не имело границ - так это воображение Джеймса. Жидкий терминатор, проходящий сквозь прутья решетки, размазывающийся по полу и создающий оружие из собственных конечностей – все это Кэмерон задумывал ещё в 1984 году.
По современным меркам, в фильме очень мало компьютерных спецэффектов – всего 4 минуты. Зато, конечно, сделаны они так, что до сих пор выглядят потрясно. Картина умудрилась не постареть ни на день.
Четыре минуты спецэффектов, кстати, делались 8 месяцев. Для их производства потребовалось написать новое программное обеспечение, которое, правда, основывалось на том, что было использовано при съемках «Бездны». Так, например, водяные щупальца из Бездны и Т-1000 - близнецы-братья, только текстурам терминатора была придана большая тягучесть, будто персонаж Роберта Патрика состоит из ртути.
Кстати, ртуть на съемках тоже использовалась. Капельки, из которых собирается Т-1000 - это она и есть, а двигается она под воздействием обычного фена.
Работа специалистов по спецэффектам была настолько убедительна, что Терминатор 2 получил Оскар за лучшие визуальные эффекты. Но сам Кэмерон остался без личной награды американской киноакадемии.
Разминка перед шедеврами.
Фильм "Правдивая ложь" на фоне остальных фильмов Кэмерона выглядит откровенным середнячком - это ремейк французского фильма "Тотальная слежка" 1991 года. Кроме того, в фильме отсутствуют более-менее заметные инновации, которыми так славится режиссер.
Но при этом картина фигурирует в книге рекордов Гиннеса, как первый фильм, преодолевший в производстве отметку в 100 миллионов долларов.
Столь крупный бюджет обоснован масштабностью съемок картины, а вовсе не грандиозными гонорарами Шварценеггера и Кэмерона. Известный своим перфекционизмом Кэмерон привлек для съемок настоящие самолеты "Харриер", а ещё было изготовлена куча всяких моделей этих самолетов для съемок финальных сцен фильмов.
Кроме того, были использованы макеты моста. Его изготовили в масштабе 1 к 6 и пустили по нему модели грузовичков, везущих ядерную бомбу для террористов. Получилось, на мой взгляд, крайне натурально.
А в следующей части материала вы узнаете, как Кэмерон достиг абсолютной власти пика карьеры и чем занимается в свободное от кино время.