Сегодня имя Льва Термена незаслуженно забыто и известно меньше, чем имя Томаса Эдисона. А ведь этих ученых в свое время ставили в один ряд! Для науки (а также музыки и шпионажа) Термен сделал ничуть не меньше. Наградой ему стали сталинские лагеря и забвение.
Музыка магнитных сфер
Безусловно, самое известное изобретение Льва Термена – названный в его честь терменвокс, первый в мире бесконтактный инструмент. Здесь нет ни струн, ни клавиш, есть лишь магнитное поле. Музыкант создает мелодию, водя руками в воздухе рядом с инструментом.
Однажды Термен заметил, что от движения рук возле пластин конденсатора возникают необычные звуки. Немного мастерства, собственный музыкальный опыт (Лев Термен учился в консерватории) – и появился инструмент, который оценил даже Шелдон Купер из «Теории большого взрыва».
Термен поразил комиссию, исполнив на терменвоксе «Лебедя» Сен-Санса. Его игра так понравилась Владимиру Ленину, что вождь мирового пролетариата попросил и его обучить игре на этом музыкальном инструменте. И скоро очень неплохо играл «Жаворонка» Глинки.
Удачный неудачный опыт с телевизором
Говоря о создании телевизора, редко вспоминают Льва Термена. А между тем он опередил всех своих ученых соперников, представив в 1927 году телевизор с диагональю 150 на 150 см. И это в то время, как другие экспериментировали с экранами размером со спичечный коробок! И работало устройство великолепно.
Почему же мы ничего не слышали о Термене? Потому что ученый неудачно выбрал объект для своей первой ТВ-трансляции. А именно – Иосифа Сталина, шагающего по кремлевскому двору. Комиссия могла хорошо рассмотреть даже знаменитую трубку вождя. Ее члены были впечатлены – а также немного испуганы и заинтересованы совсем в другом применении телевизора.
Изобретение засекретили и планировали применять в обороне и шпионаже. Излишне говорить, что оно так и не было использовано. А Термен потерял лавры изобретателя ТВ.
Танцы в Америке
Более 10 лет Лев Термен провел в Соединенных Штатах Америки. Официально он отправился туда в командировку, что не помешало ему активно заняться бизнесом и искусством. Термен открыл собственное производство бесконтактной сигнализации. Он арендовал шестиэтажное здание, где обосновались лаборатория, студия и школа игры на терменвоксе. Да и сам инструмент был запущен в серийное производство, завоевав сердца меломанов.
Лев Термен также изобрел еще одно необычное музыкальное устройство – терпситон. На нем играли… всем телом. Терпситон представляет собой специальную платформу, танцуя и перемещаясь по которой, танцор (или музыкант?) создает мелодию.
Терпситон был создан для Лавинии Вильямс, танцовщицы, которая стала женой Термена.
Советское правительство совсем не протестовало против тесных связей с Америкой: открытое ученым производство позволяло внедрять в США разведчиков под видом сотрудников. Тем не менее, по возвращении на родину Термена встречали совсем не цветами.
Триумфальное возвращение и заключение
В 1938 году Термена отозвали на родину. Уехал он один: ему обещали, что Лавиния приедет позже.
В СССР Термен никак не мог найти работу, а год спустя и вовсе был сослан в лагеря. Есть две версии, что стало причиной. По некоторым источникам, ученого обвинили в сотрудничестве с фашистской организацией. По другой, заставили признаться в планировании покушения на Сергея Кирова.
Так или иначе, Лев Термен оказался на Магадане. А скоро был призван в секретную лабораторию с двумя другими известными заключенными – Королевым и Туполевым. Вместе они работали над первыми беспилотниками с удаленным управлением.
В процессе Термен также создал «Буран» и «Златоуст», уникальные на тот момент подслушивающие устройства. «Буран», установленный снаружи помещения, улавливал отраженные от стекол в помещении вибрации и переводил их в звук. «Златоуст» же был первым «жучком», работавшим без питания и не дававшим никакого излучения, которое могло бы его выдать. Его вмонтировали в деревянное панно, которое преподнесли американцам. Восемь лет «Златоуст» верой и правдой служил СССР, передавая разговоры американских послов.
Забвение великого человека
В 1947 году Лев Термен был реабилитирован. Он продолжал трудиться в закрытых лабораториях, но все больше о нем забывали. На первое место выходили другие ученые. Например, Королев, который когда-то был ассистентом Термена.
Лавиния осталась в прошлом. На родине Термен женился на соотечественнице, у пары родились две дочери.
В последние годы жизни Термен искал лекарство от бессмертия. Он был убежден, что старость и смерть вызваны устареванием красных кровяных телец. И если научиться отделять их от молодых, можно продлить жизнь человека на бесконечность.
Смог бы гениальный ученый найти лекарство от смерти или нет, мы так и не узнаем. Газеты писали: «В девяносто семь лет Лев Термен ушёл к тем, кто составлял лицо эпохи — но за гробом, кроме дочерей с семьями и нескольких мужчин, несущих гроб, никого не было…»