Что делать, если талант поселился в мерзавце, а то и в преступнике? Как относиться к его творчеству? Да, я про монстра-профессора, историка Олега Соколова, убившего и расчленившего студентку.
Я внимательно следил за этой историей.
С одной стороны все говорят, что историк и профессор был хороший, основатель военно-исторической реконструкции в России. Многие ученые и историки признают его труды. Кстати, он кавалер ордена Почетного Легиона.
А с другой стороны злодей похлеще многих. Ладно бы убил, в состоянии аффекта, болезни и так далее, еще бы можно было попытаться понять, но расчленить труп, это под силу только монстру...
И вот как теперь относиться не к ниму, с ним все понятно, он уже из тюрьмы не выйдет до конца жизни. А вот к его трудам как относиться? Все перечеркнуть и запретить? Запретить историческую реконструкцию?
Вот у Бориса Акунина, у которого в новой книге есть ссылка на одну из его работ:
- Субъект – это одно, а его вклад в науку, или в культуру, или в искусство – совсем другое. Если талантливый художник или просто хороший профессионал еще и приличный человек, это замечательно. А если он последняя сволочь или даже чудовище, это очень прискорбно, но его работу – для меня – не перечеркивает.
Я запросто могу очень плохо относиться к режиссеру, к писателю, к актеру – и высоко ценить их творчество. И если был убийцею создатель Ватикана, то это проблема убийцы и его кармы, не Ватикана.
А если оглянуться назад и посмотреть на историю, то станет жутко. Найти гения, да чтобы был приличным человеком сложно. Почти все грешны, в той или иной мере.
Пушкин и Есенин небыли пай-мальчиками. Анна Ахматова сдала своего ребенка в детдом. Из современных примеров Майкл Джексон, который оказался растлителем мальчиков... Слушать его песни или запретить. А режиссеры Хичкок или Квентин Тарантино это же маньяки, которые реализуют свои фантазии не в жизни, а в фильмах...
Или вспомнить Петра I, монстром он был или нет? Теперь не ездить и не жить на Войковской? Или обходить стороной улицы Ленина?
Если нечто хорошее создано кем-то ужасным, для вас это отравленный плод, которыми вы питаться отказываетесь? Должны ли знания о личности автора влиять на впечатление от произведения?