Спустя пять веков после того, как Леонардо да Винчи нарисовал Мона Лизу (1503–1919 гг.), Портрет висит за пуленепробиваемым стеклом в Лувре и привлекает тысячи толкающихся зрителей каждый день. Это самая известная картина в мире, и, тем не менее, когда зрителям удается увидеть произведения искусства вблизи, они, вероятно, будут разачарованы небольшим портретом обычной женщины. Она скромно одета в полупрозрачную вуаль, темные одежды и никаких украшений. Много было сказано о ее улыбке и взгляде, но зрители все еще могут задаться вопросом,а о чем весь этот шум ? Наряду с загадками личности женщины и ее загадочным взглядом, причина популярности работы - одна из многих ее загадок. Хотя многие теории пытались определить одну из причин популярности произведения искусства, наиболее убедительные аргументы настаивают на том, что нет единого объяснения. Популярность картины " Мона Лиза" является результатом многих случайных обстоятельств в сочетании с неотъемлемой привлекательностью картины.
Нет сомнений, что Мона Лиза - очень хорошая работ Леонардо. Она уже высоко ценилось, даже когда Леонардо работал над ней, и его современники копировали тогдашнюю романтическую позу с тремя четвертями. Писатель Джорджио Вазари позже восхвалял способность Леонардо четко подражать природе. Действительно, Мона Лиза - очень реалистичный портрет. Мягкое скульптурное лицо субъекта показывает умелое обращение Леонардо с сфумато - художественная техника, которая использует тонкие градации света и тени для моделирования формы и показывает свое понимание черепа под кожей. Изящно расписанная вуаль, тонко обтянутые локоны и аккуратный рельеф складчатой ткани свидетельствуют об изученных наблюдениях Леонардо и неиссякаемом терпении. И хотя устойчивый взгляд женщины и сдержанная улыбка не считались загадочными до 19-го века, зрители сегодня могут оценить ее двусмысленное выражение. Леонардо нарисовал сложную фигуру, которая очень похожа на сложного и интересного человека.
Однако многие ученые отмечают, что превосходного качества Моны Лизы было недостаточно, чтобы сделать картину такой популярной. В конце концов, есть много хороших картин. Внешние события также способствовали славе произведения искусства. То, что домом картины является Лувр, один из самых посещаемых музеев в мире, является случайным обстоятельством, которое добавило статус этой работе. Она появилась в Лувре окольными путями, начиная с Франциска l , короля Франции, при дворе которого Леонардо провел последние годы своей жизни. Картина стала частью королевской коллекции, и спустя столетия портрет находился во французских дворцах, пока Революция не объявила королевскую коллекцию достоянием народа. Мона Лиза была установлена в Лувре на рубеже 19-го века. По мере роста популярности Лувра росло и признание картины.
Личность той которая была изображена на картине вскоре стала более интригующей. Хотя многие ученые полагают, что на картине изображена Лиза Джерардини, жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо, никаких записей о таком заказе Леонардо от Франческо не существует, и изображенная женщина не была окончательно опознана. Таким образом, неизвестная личность давала полет для фантазии, людям ,которые видели в ней то,что хотели. В романтическую эпоху 19-го века простая флорентийская домохозяйка, которую, возможно, изобразили, превратилась в таинственную соблазнительницу. Французский писатель Теофиль Готье описал ее как «странное создание… ее взгляд, обещающий неизвестные удовольствия», в то время как другие продолжали фантазировать о ее коварных губах и очаровательной улыбке. Английский автор Вальтер Патер зашел так далеко, что назвал ее вампиром, которая «много раз умирала и знала тайны загробного мира». Воздух таинственности, охвативший Мона Лизу в 19 веке, продолжает вызывать спекуляции.
Между тем, 19-й век также мифологизировал Леонардо как гения. На протяжении веков после его смерти его уважали, но не более, чем его уважаемых современников Микеланджело и Рафаэля . Однако некоторые ученые отмечают, что с ростом интереса к Ренессансу в 19 веке Леонардо стал более популярным не только как очень хороший художник, но и как великий ученый и изобретатель, чьи замыслы предшествовали современным изобретениям. Многие из его так называемых изобретений были позже опровергнуты, и его вклад в науку и архитектуру стал казаться небольшим, но миф о Леонардо как о гении сохранился и в XXI веке, способствуя популярности Мона Лизы .
Авторы 19-го века вызвали интерес к Мона Лизе , но кража картины в 1911 году и последовавший за ней безумие в средствах массовой информации привлекли к нему внимание всего мира. Когда новости о преступлении прозвучали 22 августа того же года, это вызвало немедленную сенсацию. Люди стекались в Лувр, чтобы посмотреть на пустое место, где когда-то висела картина, директор музея подал в отставку, обвинения в мистификации распространились по газетам, и Пабло Пикассо был даже арестован как подозреваемый! Два года спустя картина была найдена в Италии после того, как торговец произведениями искусства во Флоренции предупредил местные власти, что с ним связался человек, чтобы продать ее. Этим человеком был Винченцо Перуджия, итальянский иммигрант который перебрался жить во Францию, он некоторое время работал в Лувре смотрителем на ряде картин, в том числе на « Моне Лизе»., Он и двое других рабочих сняли портрет со стены, спрятали его в шкафу на ночь и убежали с ним утром. Не в состоянии продать картину из-за внимания СМИ, Перуджа прятал ее в ложном основании сундука до своего ореста. Он был судим и заключен в тюрьму за кражу, в то время как картина совершила поездку по Италии, прежде чем она совершила триумфальное возвращение в Лувр. К тому времени многие французы стали считать эту работу национальным достоянием, которое они потеряли и теперь вновь приобрели.
Мона Лиза была , конечно , более известной после грабежа, но Первая мировая война вскоре захватила все внимания людей в мире. Некоторые ученые утверждают, что игривое извращение Марселя Дюшана репродукции открытки в 1919 году вернуло внимание к Моне Лизе и положило начало тенденции, которая сделает эту картину одной из самых узнаваемых в мире. Он был против поклонения искусству, когда он нарисовал бороду и усы на лице Мона Лизы и добавил акроним LHOOQ (предназначенный для выражения вульгарной фразы на французском языке) внизу. Этот акт непочтительности вызвал небольшой скандал, и другие хитрые художники признали, что такая выходка привлечет их внимание.
В течение десятилетий другие художники, особенно Энди Уорхол последовал этому примеру. Поскольку художники искажали, уродовали и играли с репродукциями Моны Лизы , карикатуристы еще больше ее преувеличивали. На протяжении десятилетий, по мере совершенствования технологий, картина бесконечно воспроизводилась, поэтому лицо женщины на картине стало одним из самых известных в мире, даже для тех, кто мало интересовался искусством.
Экспозиция по картины в Соединенных Штатах в 1963 году и в Японии в 1974 году подняла ее до статуса знаменитости. "Джоконда" поездку в Соединенные Штаты провела в салоне первого класса на океанском лайнере и привлекала около 40000 человек в день в музее Метрополитен в Нью - Йорке и Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, в течение шестинедельного пребывания. Толпа встретила портрет в Японии около десяти лет спустя. Более того, так как путешествия становятся все более доступными с конца 20-го века, все больше и больше людей смогли посетить Париж и лично выразить свое почтение, внося свой вклад в непоколебимую толпу поклонников сегодняшнего дня.
Хотя Мона Лиза , несомненно, является хорошим искусством, для такой ее знаменитости нет единой причины. Скорее, именно сотни обстоятельств - от случайного прибытия в Лувр до мифотворчества 19-го века до бесконечных репродукций 20-го и 21-го веков - все они работали вместе с неотъемлемым призывом сделать Мона Лизу самой известной картиной ,когда-либо созданной.