В конце прошлого века, когда компьютеры были у горстки везунчиков, остальным детям приходилось развлекать себя преимущественно на улице. Главной опасностью в те лихие времена было повстречать гопников. Ведь они, страшное дело, “товарили”, т.е. тупо забирали всё, что у тебя было. Ни о каких смартфонах тогда и речи не шло, зато они могли отжать твои карманные деньги, отложенные на час-другой игры в компьютерном клубе. В один из таких драматических дней, когда гопники товарнули меня на сорок рублей и новенький калькулятор, я, опечаленный, пошёл домой и посмотрел по ТВ 3 фильм “Турбулентность”. И после этого у меня появился новый страх – разбиться в самолёте вдребезги.
Ну, серьёзно, эти чёртовы железяки всё время падают! Ты садишься в самолёт, полный стремлений, надежд и планов и вдруг шатах! – жизнь твоя драматически обрывается. Вот как раз о таком виде человеческого страха, боязни полетов, и рассказывает нам фильм Турбулентность 1997 года выпуска.
Картина была снята режиссёром Робертом Батлером за огромные по тем временам 55 миллионов долларов. Даже не знаю, как Батлеру доверили такие деньги. У него в карьере разве что несколько серий про детектива Коломбо были ничего, но так это ещё в 70-х. Итог ожидаем: “Турбулентность” с треском провалилась в прокате, ей не помогли даже хорошие актёры, что снялись здесь.
Как будто фильму было мало кассового провала, его ещё решили добить и номинировали на Золотую малину, но не за плохой сценарий или, к примеру, режиссуру, а (внимание!) за “Пренебрежение общественной жизнью и человеческой собственностью”. Да уж, более нелепой номинации и представить себе трудно. А почему у “Дня независимости” такой номинации нет? Или у фильма “2012”? Там режиссёр Роланд Эммерих вообще весь Земной шар уничтожил к чёртовой бабушке…. Но вернёмся к “Турбулентности”.
Итак, накануне рождества к отправке в Лос-Анджелес готовится Боинг 747. Кроме обычных пассажиров, которых и запоминать-то не имеет смысла, в самолёт сажают ещё и двух преступников. Один – это грабитель банков, сыгранный Бренданом Глисоном, а другой маньяк-убийца Райан Уивер (Рей Лиотта). Далее любой, кто смотрел фильм “Воздушная Тюрьма”, может легко предсказать сюжет.
Ожидаемо, что преступники устраивают бунт на борту, грохают своих конвоиров и начинают третировать пассажиров. Как водится, среди десятка трусов находится один герой, в данном случае это хрупкая, но очень мужественная стюардесса (Лорен Холли), которая и злодея усмирит, и горящий самолёт на лету посадит, ну и своим внешним видом порадует, разумеется.
Правда, масштаб у “Турбулентности” куда скромнее, чем у фильма с Николасом Кейджем. Из двух негодяев грабителя банков устраняют почти моментально, а главный мерзавец ленты, маньяк Уивер в сравнение не идёт с психопатом из “Воздушной Тюрьмы”. Около часа хронометража как раз посвящены противостоянию воинственной стюардессы и убийцы, и лишь изредка нас переносят в аэропорт, где за несчастных пассажиров все натужно переживают.
Не сказать, что саспенса здесь совсем нет. Парочка моментов вытягивают фильм из разряда “треш и проходняк”. Вначале не понятно, виновен ли маньяк на самом деле или нет, да и актёрская игра Рея Лиотты местами ОК. Веришь, что убийце нечего терять, он не хочет, чтобы самолёт благополучно сел, ведь по приземлении его ждёт суд и газовая камера. А значит, единственное, что остаётся, это поразвлечься напоследок с напуганными стюардессами и разбить посудину. Сразу предупреждаю: перед полётом это кино лучше не смотреть.
Что же касается бюджета в 55 “лимонов”, то большая его часть, по-видимому, ушла на отрисовку компьютерного самолёта на фоне Лос-Анджелеса и двух-трёх столкновений со зданиями. Спустя почти четверть века все эти сцены смотрятся неубедительно, если не сказать смешно.
И всё-таки “Турбулентность” неплохое кино, и оно явно не заслуживает унизительных оценок критиков и зрительского забвения. У фильма был раздутый бюджет, и ему не повезло выйти в один год с “Воздушной Тюрьмой”, его неизбежно сравнивали с этим крутым блокбастером. Однако сейчас картине Роберта Батлера вполне можно дать шанс, кино как минимум смотрится с интересом. Да и на молодого Брендона Глисона лично мне было любопытно посмотреть.