Найти тему
Карабас-Контрабас

Блокбастер 90-х: Турбулентность

Сейчас это кино благополучно забыто общественностью. А ведь когда-то прокатчики возлагали на него большие надежды.
Сейчас это кино благополучно забыто общественностью. А ведь когда-то прокатчики возлагали на него большие надежды.

В конце прошлого века, когда компьютеры были у горстки везунчиков, остальным детям приходилось развлекать себя преимущественно на улице. Главной опасностью в те лихие времена было повстречать гопников. Ведь они, страшное дело, “товарили”, т.е. тупо забирали всё, что у тебя было. Ни о каких смартфонах тогда и речи не шло, зато они могли отжать твои карманные деньги, отложенные на час-другой игры в компьютерном клубе. В один из таких драматических дней, когда гопники товарнули меня на сорок рублей и новенький калькулятор, я, опечаленный, пошёл домой и посмотрел по ТВ 3 фильм “Турбулентность”. И после этого у меня появился новый страх – разбиться в самолёте вдребезги.

В "Турбулентности" очень много эпизодических персонажей. Запоминать их вовсе не обязательно, это фильм, по сути, двух актёров.
В "Турбулентности" очень много эпизодических персонажей. Запоминать их вовсе не обязательно, это фильм, по сути, двух актёров.

Ну, серьёзно, эти чёртовы железяки всё время падают! Ты садишься в самолёт, полный стремлений, надежд и планов и вдруг шатах! – жизнь твоя драматически обрывается. Вот как раз о таком виде человеческого страха, боязни полетов, и рассказывает нам фильм Турбулентность 1997 года выпуска.

Картина была снята режиссёром Робертом Батлером за огромные по тем временам 55 миллионов долларов. Даже не знаю, как Батлеру доверили такие деньги. У него в карьере разве что несколько серий про детектива Коломбо были ничего, но так это ещё в 70-х. Итог ожидаем: “Турбулентность” с треском провалилась в прокате, ей не помогли даже хорошие актёры, что снялись здесь.

Здесь снялся ещё молодой Брендон Глисон, но у него, к сожалению, всего минут 30 хронометража.
Здесь снялся ещё молодой Брендон Глисон, но у него, к сожалению, всего минут 30 хронометража.

Как будто фильму было мало кассового провала, его ещё решили добить и номинировали на Золотую малину, но не за плохой сценарий или, к примеру, режиссуру, а (внимание!) за “Пренебрежение общественной жизнью и человеческой собственностью”. Да уж, более нелепой номинации и представить себе трудно. А почему у “Дня независимости” такой номинации нет? Или у фильма “2012”? Там режиссёр Роланд Эммерих вообще весь Земной шар уничтожил к чёртовой бабушке…. Но вернёмся к “Турбулентности”.

Итак, накануне рождества к отправке в Лос-Анджелес готовится Боинг 747. Кроме обычных пассажиров, которых и запоминать-то не имеет смысла, в самолёт сажают ещё и двух преступников. Один – это грабитель банков, сыгранный Бренданом Глисоном, а другой маньяк-убийца Райан Уивер (Рей Лиотта). Далее любой, кто смотрел фильм “Воздушная Тюрьма”, может легко предсказать сюжет.

Справедливости ради замечу, что "Воздушная тюрьма" вышла на полгода позже "Турбулентности", так что в плагиате сегодняшнего героя уж точно не обвинишь.
Справедливости ради замечу, что "Воздушная тюрьма" вышла на полгода позже "Турбулентности", так что в плагиате сегодняшнего героя уж точно не обвинишь.

Ожидаемо, что преступники устраивают бунт на борту, грохают своих конвоиров и начинают третировать пассажиров. Как водится, среди десятка трусов находится один герой, в данном случае это хрупкая, но очень мужественная стюардесса (Лорен Холли), которая и злодея усмирит, и горящий самолёт на лету посадит, ну и своим внешним видом порадует, разумеется.

Правда, масштаб у “Турбулентности” куда скромнее, чем у фильма с Николасом Кейджем. Из двух негодяев грабителя банков устраняют почти моментально, а главный мерзавец ленты, маньяк Уивер в сравнение не идёт с психопатом из “Воздушной Тюрьмы”. Около часа хронометража как раз посвящены противостоянию воинственной стюардессы и убийцы, и лишь изредка нас переносят в аэропорт, где за несчастных пассажиров все натужно переживают.

Рей Лиотта тут изо всех сил старается и, бывает, переигрывает.
Рей Лиотта тут изо всех сил старается и, бывает, переигрывает.

Не сказать, что саспенса здесь совсем нет. Парочка моментов вытягивают фильм из разряда “треш и проходняк”. Вначале не понятно, виновен ли маньяк на самом деле или нет, да и актёрская игра Рея Лиотты местами ОК. Веришь, что убийце нечего терять, он не хочет, чтобы самолёт благополучно сел, ведь по приземлении его ждёт суд и газовая камера. А значит, единственное, что остаётся, это поразвлечься напоследок с напуганными стюардессами и разбить посудину. Сразу предупреждаю: перед полётом это кино лучше не смотреть.

Что же касается бюджета в 55 “лимонов”, то большая его часть, по-видимому, ушла на отрисовку компьютерного самолёта на фоне Лос-Анджелеса и двух-трёх столкновений со зданиями. Спустя почти четверть века все эти сцены смотрятся неубедительно, если не сказать смешно.

А ведь у фильма есть целых 2 продолжения. Один даже называется "Турбулентность: Тяжёлый металл".
А ведь у фильма есть целых 2 продолжения. Один даже называется "Турбулентность: Тяжёлый металл".

И всё-таки “Турбулентность” неплохое кино, и оно явно не заслуживает унизительных оценок критиков и зрительского забвения. У фильма был раздутый бюджет, и ему не повезло выйти в один год с “Воздушной Тюрьмой”, его неизбежно сравнивали с этим крутым блокбастером. Однако сейчас картине Роберта Батлера вполне можно дать шанс, кино как минимум смотрится с интересом. Да и на молодого Брендона Глисона лично мне было любопытно посмотреть.