Найти в Дзене
Инвестируй с умом

90% франшиз в России - воздух. 5 шагов самостоятельной проверки.

Модное слово Франшиза в последнее время все активнее звучит из уст молодых предпринимателей и людей, которые хотят начать свое собственное дело.

Выбирай франшизу правильно
Выбирай франшизу правильно

Так, если в ноябре 2011 года запросов со словом франшиза, по данным Яндекса, было около 540 000 раз, то к ноябрю 2019 - уже 704 000. Рост около 40%.

Итак, что же такое франшиза. Это объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса.
В качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак, технология со взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности. "Wikipedia"

Одной из причин такого роста интереса к франшизам являются ставшими очень популярными в последнее время бизнес-тренинги от всевозможных инфобизнесменов (называть их имена не буду, об этом много информации в том же Ютубе, при желании можете найти и посмотреть).

Так вот, эти тренеры или как они себя любят называть коучи, активно пропагандируют МАСШТАБИРОВАНИЕ и ПОЛУЧЕНИЕ БЫСТРОЙ ПРИБЫЛИ от бизнеса через продажу франшизы.

Зарегистрированный товарный знак, отработанная бизнес-модель, надёжные поставщики с ценами ниже рыночных, налаженная логистика, мощная рекламная поддержка бренда, обучение и всесторонняя поддержка фрайчази и его персонала - все это отходит на второй план. Первична лишь продажа франшизы, все остальное пыль и суета.

Интернет пестрит "супер предложениями" отминимальных вложениях, прибыли с первого месяца,

Поэтому и процент закрывающихся франшизных предприятий малого бизнеса очень велик.

Правильный выбор франшизы
Правильный выбор франшизы

5 шагов для анализа франшизы

Давайте разбираться, на что нужно обращать внимание и какой анализ вы можете провести самостоятельно при выборе франшизы, чтобы не купить пустышку.

1. Максимально осторожно относитесь к финансовым показателям франшизы, публикуемых в рекламе. Зачастую расходная часть занижена, доходная часть завышена - для создания более привлекательной картины.

Все считаете сами, посоветуйтесь с людьми, работающими или имеющих опыт ведения бизнеса в той сфере, где вы планируете купить франшизу.

Доходная часть, расходная часть, точка безубыточности и показатели ее достижения. Тут мои расчеты по франшизе Барбершопа, на моем личном опыте.

2. Самостоятельно изучите работу уже имеющихся в вашем городе точек выбранной франшизы. Выезжайте на место (несколько дней, в разное время) - считайте проходимость, сколько народу пользуется услугами ( не стесняйтесь поговорить с клиентами: как часто ходят, все ли нравится). Пообщайтесь с персоналом и руководством точки.

Зачастую, руководители таких предприятий молодые люди, готовые весьма откровенно рассказать о своем бизнесе. Плюсах и минусах франшизы, финансовой стороне (реальные цифры по расходной и доходной части) отношении франчайзера ( помогает или нет, по каким ценам продает расходные материалы и пр.).

Обойдите и изучите несколько точек. Обзвоните и поговорите с как можно большим числом руководителей точек по телефону. Изучите отзывы о франшизе и продукте в интернете. Чем больше вы соберёте информации, тем лучше. Принятие решения будет более взвешенным и обоснованным.

3. Проанализируйте узнаваемость бренда.

Именно узнаваемость бренда гарантирует лояльность клиентов и стабильный трафик в новую точку. Узнаваемость бренда - это результат продолжительной и качественной работы на рынке, хорошей рекламной компании и сложившейся положительной репутации.

Чтобы изучить этот аспект, спросите себя и знакомых, что вам известно о бренде? Каково ваше отношение к нему. Видели ли вы рекламу о нем? Где, сколько и когда? ( Не путайте рекламу бренда и рекламу о продаже франшизы).

Если результаты вашего исследования будут неутешительными, это будет свидетельствовать о низкой конкурентной способности бренда и его продуктов. Как следствие - низкому покупательскому спросу и низкой прибыли ( не факт, что она вообще будет).

4. В ходе переговоров с франчайзером ( если до них все же дошло, после вашего исследования), узнайте сколько у того точек в собственности. Попросите ознакомиться с финансовыми показателями этих точек. Узнайте зарегистрирован ли у компании товарный знак - это обязательный элемент франшизы.

Не стесняйтесь задавать неудобные вопросы. Тут я приводил подробный финансовый разбор франшизы барбершопа на основе личного опыта. Это поможет подготовиться к переговорам.

Если франчайзер будет уходить от прямых вопросов, прятаться за коммерческую тайну, отвечать общими фразами - это повод насторожиться.

По результатам переговоров обязательно попросите копии договора франшизы, чтобы не торопясь изучить их дома или с юристами.

Запомните, что пункты, не устраивающие вас в договоре подлежат обсуждению и изменению, в рамках действующего законодательства. Не стесняйтесь отстаивать свои интересы.

5. Не пожалейте потратить несколько дней или недель на скрупулёзное изучение, привлекательной на первый взгляд франшизы. Лучше потратить 2 недели, чем миллионы рублей и месяцы работы, чтобы понять, что вы купили воздух.

Франшиза - это такой же бизнес...
Франшиза - это такой же бизнес...

Итог

Поверьте, многие начинающие предприниматели, теряют рассудок, услышав рассказы о баснословных заработках на "уникальной франшизе". Отрезвление приходит постепенно, превращаясь в разочарование. Сохраняйте логическое мышление и объективный взгляд на вещи, выбирая франшизу. Холодный расчёт всех показателей - вот главное правило. Бизнес это деньги, а деньги любят счёт.

И в конце хотел бы добавить, что покупка франшизы - это не пассивный доход с ноутбуком на море и не гарантия финансового успеха. Прежде всего это бизнес, который требует ежедневного внимания. Это работа с персоналом, поставщиками, реклама на локальном уровне, взаимодействие с контролирующими органами, рутина, вечные мелкие проблемы и дополнительные финансовые вливания ( по крайней мере на первоначальных этапах). Но при юридической, технологической, обучающей и консультативной поддержке сильного бренда.

Будьте внимательны, расчетливы и настойчивы. И удачи Вам в малом и большом бизнесе.

Поставьте пожалуйста лайк, для вас просто, а я пойму, что вам интересно и подготовлю новый материал по теме.
Нажмите кнопку подписаться, чтобы узнавать о моих новых публикациях.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях, возможно, им тоже будет интересно.