Найти в Дзене

Воздушный стрелок «ИЛ-2» – ВЫЖИТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!

Оглавление
Фото из открытых источников https://yandex.ru/images/
Фото из открытых источников https://yandex.ru/images/

В начале ноября 1943 года штурмовой авиаполк, где я был техником – оружейником наносил удары по переднему краю немцев в районе севернее Керчи.

В один из дней, когда очередная девятка ИЛ-2 нашего полка начала выруливать на взлет из штурмовика мл. лейтенанта Каверина выпрыгнул стрелок повалился на летное поле и закричал «Не могу лететь!». Каверин был молодым пилотом и это был его третий боевой вылет, а стрелок недавно встал в строй после ранения, его «ИЛ» был сбит, пилот убит, а его раненого выловили из воды наши моряки. Прибежал зам. командира полка глянул на него, посмотрел по сторонам, увидел меня и скомандовал: ему - «Снимай парашют!» мне - «Одевай и в самолет живо!». Я как оружейник отлично знал все вооружение самолета и умел стрелять, и он об этом прекрасно знал. Не до конца осознавая, что происходит, я нацепил парашют и втиснулся в кабину стрелка. Самолет тут же пошел на взлет, взлетел, догнал нашу группу и пристроился замыкающим к ним.

Фото из открытых источников https://yandex.ru/images/.
Фото из открытых источников https://yandex.ru/images/.

Над плацдармом дым, сплошной огонь сходу группа сбрасывает бомбы, разворачивается и со снижением летит вдоль переднего края, стреляя из пушек и пулеметов. Внизу настоящая «огненная каша». Из немецких окопов по нам ведут огонь из всего что есть. На нашу группу заходят прикрывающие немецкие позиции «Мессершмитты». Истребители, прикрывающие нас, вступают с ними в воздушный бой.

В бою все чувства многократно обостряются, выживает тот, у кого открывается второе дыхание и появляется звериное чутье, кто чувствует опасность и мгновенно реагирует на нее.

Стрелок, выскочивший из самолета в последний момент видно, что то почувствовал!

При выходе и построении после нанесения удара мой пилот в силу неопытности замешкался и так как был замыкающим, отстал от группы. Этим сразу же воспользовались два «Ме-109», которые мгновенно атаковали наш самолет. Атака шла сзади в моем секторе обстрела, и я их отпугнул. Но ненадолго! При атаке одна очередь прошлась по нам и была повреждена внутренняя связь. Я не мог подсказывать командиру о корректировке положения самолета. Нам крупно повезло, что замыкающий группы истребителей прикрытия, заметил наше положение и развернулся к нам.

Фото из открытых источников https://yandex.ru/images/.
Фото из открытых источников https://yandex.ru/images/.

Тем временем мы, совершая одну ошибку за другой, полетели на предельной скорости прямо.

Немцы, видя лакомую добычу, набросились с удвоенной силой. На несколько секунд поймав в прицел одного, я дал очередь он резко отвалил вверх, а там его взял на мушку подоспевший к нам истребитель из группы прикрытия. «МЕ-109» задымил и заскользил вниз мимо. А второй не теряя времени, пристроился под нашим брюхом и приготовился к атаке, было видно, что фриц прекрасно знает все характеристики и слабые места «ИЛ-2». К этому еще прибавилась злость за только что сбитого нами товарища. Чувствовалось, что мы получим по полной.

Когда я это увидел, то меня бросило в жар.

Умирать не хотелось!

Достать его можно было, только стреляя через корпус своего самолета. Я в то время молодой человек очень интересовался техническими вопросами и всем связанным с техникой. И вспомнил, что читал, как стрелок одного самолета атакованного также как мы сейчас стрелял сквозь корпус своего самолета, и они ушли. Приложился примерно и дал очередь сквозь наш корпус. Каверин, почувствовав попадания, тут же взял круто вправо. Все сложилось в нашу пользу т.к. фриц в тоже время разрядился в нас, но его огонь после нашего крутого виража вправо прошел мимо в сантиметрах от нашего брюха. А моя очередь на долю секунды его опередила, и я увидел, как он, влетев в нее, клюнул вниз и просто пошел навстречу с землей.

Фото из открытых источников https://yandex.ru/images/.
Фото из открытых источников https://yandex.ru/images/.

Спасшая нас очередь довольно сильно разворотила корпус, но мы пока были живы, это радовало. По моим наблюдениям самолет слушался рулей, значит, я не перебил жизненно важные элементы управления. Истребитель прикрытия, пришедший на свой страх и риск нам на помощь, тоже шел рядом и был цел. Так долетели до своего аэродрома. При посадке тоже ничего существенного не отвалилось. После приземления я и Каверин оглядели просвечивающий во многих местах самолет, слов не было…

Фото из открытых источников https://yandex.ru/images/.
Фото из открытых источников https://yandex.ru/images/.

В тот день моя должность, да и вся служба изменились, и я об этом не жалею!

КАЖДЫЙ СТАРАЛСЯ ВЫЖИТЬ КАК МОГ!

НЕ У ВСЕХ ПОЛУЧАЛОСЬ!

Из воспоминаний , воздушного стрелка штурмовика Ил-2 старшины Литвина Г. А. За основу статьи взята книга Михеенкова С. Е. «В донесениях не сообщалось… Жизнь и смерть солдата Великой Отечественной. 1941–1945»